
Изобразительное решение фильма
Вспомним уже знакомые нам кадры, запечатлевшие уход на фронт гвардии питерского пролетариата (они
вошли в фильмы «Ленинград», «Русский характер», «Подвиг Ленинграда» и др.)-
Снять эту сцену можно было по-разному. Оператор мог, например, показать все происходящее на общем плане и затем выделить отдельные группы рабочих. Для усиления выразительности потребовалось бы, очевидно, детализировать событие, выбрать несколько крупных планов и монтажно сопоставить их. Описанное решение привычно для нас и, по всей видимости, первым приходит в голову оператору-хроникеру.
Однако на экране наблюдается нечто совершенно другое.
... В длинном, тускло освещенном коридоре стоит молчаливая шеренга людей. В руках у них винтовки. Мы знаем, что они уходят на фронт. Позади за ними — месяцы тяжелого труда у станков, холод, недоедание, смерть близких. Впереди — ожесточенная схватка с врагом. Вот-вот прозвучит команда. Повинуясь ей, они покинут это здание, пройдут по улицам осажденного города, который с суровой правдивостью только что показали нам авторы. Но сейчас у них есть еще одна, последняя, короткая минута — минута отдыха и тишины. Все они остро чувствуют ее. Каждый невольно задумался в эти мгновения, ушел в самого себя. О чем эти думы? Это трудно понять по их лицам. Но, наверно, о войне, о доме...
И все это снято оператором одной протяженной, невиданной в документальном кино сорокаметровой панорамой, медленно скользящей на экране по лицам людей в сопровождении страстно-тревожной музыки Скрябина.
Изобразительный образ этой сцены воплощен с исключительным драматическим накалом чувства. Сила его в том, что портреты рабочих сменяются перед нашим взглядом плавно, ритмично и непрерывно, один за другим, не разбиваемые монтажными стыками и скачками планов. Благодаря этому психологическое состояние, отраженное в первых кадрах, по мере движения камеры все более нагнетается, усиливается, создавая в конце панорамы обобщенный, эмоционально насыщенный образ-портрет народа. Избранный оператором прием подчеркивает единство, сплоченность этих людей, их ярко выраженную целеустремленность. Одновременно с этим он в полную меру использует специфические особенности кино как искусства развивающегося во времени изображе
ния. А именно в этом качестве, как уже указывалось, кинематограф обладает способностью оказывать наиболее эффективное художественное воздействие на восприятие зрителя. Не случайно поэтому описанная сцена относится к лучшим достижениям советской кинопублицистики и вот уже много лет не сходит с наших экранов, переходя из фильма в фильм.
Изобразительные возможности панорамной съемки и, что дает аналогичный художественный эффект, съемки с движения интересно раскрыты режиссером А. Косачевым и оператором И. Лисицким в киноочерке «Начинается город» (1960), рассказывающем о строительстве в дальневосточной тайге нового города — Амурска.
Уже вступительные титры очерка идут на снятых с движения кадрах, представляющих собой поле коряг, рисующихся четкими, фантастическими силуэтами на фоне неба. Далее зрители видят грязную, застроенную бараками улицу первых месяцев строительства, снятую в дождь через ветровое стекло проезжающего по ней грузовика, панораму по лесам строящегося здания, заканчивающуюся снятым с нижней точки кадром человека, который стоит на стропилах крыши и, широко расставив ноги, пьет из ведра воду, и т. д. Особенно впечатляет эпизод, снятый в помещении нового клуба. Он также решен с помощью длительной (16 метров) панорамы, в непрерывном движении киноаппарата.
Давай, скажи всё что ты думаеш!