Изобразительное решение фильма

Вспомним уже знакомые нам кадры, запечатлевшие уход на фронт гвардии питерского пролетариата (они

вошли в фильмы «Ленинград», «Русский характер», «Подвиг Ленинграда» и др.)-

Снять эту сцену можно было по-разному. Оператор мог, например, показать все происходящее на общем плане и затем выделить отдельные группы рабочих. Для усиления выразительности потребовалось бы, очевидно, детализировать событие, выбрать несколько крупных планов и монтажно сопоставить их. Описанное решение привычно для нас и, по всей видимости, первым приходит в голову оператору-хроникеру.

Однако на экране наблюдается нечто совершенно дру­гое.

... В длинном, тускло освещенном коридоре стоит молчаливая шеренга людей. В руках у них винтовки. Мы знаем, что они уходят на фронт. Позади за ними — меся­цы тяжелого труда у станков, холод, недоедание, смерть близких. Впереди — ожесточенная схватка с врагом. Вот-вот прозвучит команда. Повинуясь ей, они покинут это здание, пройдут по улицам осажденного города, кото­рый с суровой правдивостью только что показали нам ав­торы. Но сейчас у них есть еще одна, последняя, корот­кая минута — минута отдыха и тишины. Все они остро чувствуют ее. Каждый невольно задумался в эти мгнове­ния, ушел в самого себя. О чем эти думы? Это трудно понять по их лицам. Но, наверно, о войне, о доме...

И все это снято оператором одной протяженной, не­виданной в документальном кино сорокаметровой пано­рамой, медленно скользящей на экране по лицам людей в сопровождении страстно-тревожной музыки Скрябина.

Изобразительный образ этой сцены воплощен с ис­ключительным драматическим накалом чувства. Сила его в том, что портреты рабочих сменяются перед нашим взглядом плавно, ритмично и непрерывно, один за другим, не разбиваемые монтажными стыками и скач­ками планов. Благодаря этому психологическое состоя­ние, отраженное в первых кадрах, по мере движения ка­меры все более нагнетается, усиливается, создавая в кон­це панорамы обобщенный, эмоционально насыщенный об­раз-портрет народа. Избранный оператором прием под­черкивает единство, сплоченность этих людей, их ярко выраженную целеустремленность. Одновременно с этим он в полную меру использует специфические особенности кино как искусства развивающегося во времени изображе­

ния. А именно в этом качестве, как уже указывалось, кинематограф обладает способностью оказывать наибо­лее эффективное художественное воздействие на воспри­ятие зрителя. Не случайно поэтому описанная сцена от­носится к лучшим достижениям советской кинопублици­стики и вот уже много лет не сходит с наших экранов, пе­реходя из фильма в фильм.

Изобразительные возможности панорамной съемки и, что дает аналогичный художественный эффект, съемки с движения интересно раскрыты режиссером А. Косачевым и оператором И. Лисицким в киноочерке «Начинается город» (1960), рассказывающем о строительстве в даль­невосточной тайге нового города — Амурска.

Уже вступительные титры очерка идут на снятых с движения кадрах, представляющих собой поле коряг, ри­сующихся четкими, фантастическими силуэтами на фоне неба. Далее зрители видят грязную, застроенную бара­ками улицу первых месяцев строительства, снятую в дождь через ветровое стекло проезжающего по ней гру­зовика, панораму по лесам строящегося здания, заканчи­вающуюся снятым с нижней точки кадром человека, ко­торый стоит на стропилах крыши и, широко расставив ноги, пьет из ведра воду, и т. д. Особенно впечатляет эпизод, снятый в помещении нового клуба. Он также ре­шен с помощью длительной (16 метров) панорамы, в непрерывном движении киноаппарата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!