
Жизненный факт и художественный образ
учителя жизни основываются на создаваемых художником картинах, в которых даются образцы поведения человека в обществе, показываются его героизм, упорство в /преодолении трудностей, цельность и стойкость характера, победа светлого, гуманистического начала в его духовном мире над слепыми страстями. В соответствии с эстетической сущностью искусства оно осуществляется под воздействием художественных образов. Убедительность, наглядность этих образов обусловливаются целым рядом факторов (типичность создаваемой художником к'артины, степень его таланта и мастерства и т. д.), однако в конечном итоге важнейшим среди них оказывается жизненная достоверность изображаемого. Сопереживание зрителя (слушателя) художественного произведения достигает наивысшей силы именно в те моменты, когда он непроизвольно, незаметно для самого себя забывает об условности художественной формы, о том, что разворачивающаяся перед ним на экране или подмостках сцены картина — это «выдумка» художника, и воспринимает ее своим взволнованным чувством как подлинную жизнь.
Ощущение жизненной достоверности изображаемого, которого всеми средствами добивается художник, в процессе восприятия произведения искусства переходит «в эстетическое качество, способное оказывать могучее воспитательное влияние на сердце и ум человека.
Кинопублицисту не приходится затрачивать дополнительных усилий на то, чтобы постепенно подводить своего зрителя к этому происходящему в его сознании слиянию правды и вымысла, к «разрушению» условности формы искусства. Понятно, что он обязан строго следовать в своем творчестве определенным законам художественного мышления, заботиться о яркости образов, цельности произведения и т. д. Правдивость и эмоциональное воздействие создаваемой им картины, как- и во ' всяком искусстве, достигается самой художественной тканью фильма. Но оно несомненно возрастает и в отдельных случаях достигает совершенно исключительной силы уже по одному тому, что его зритель заранее знает: все показываемое ему на экране — это подлинная правда жизни, это действительно было. Вспомним, например, какую огромную политическую и общественно-воспитательную роль сыграли такие фильмы периода Великой
Отечественной войны, как «Разгром немецких войск под Москвой», «Черноморцы», «Битва за нашу Советскую Украину», «Освобожденная Франция», «Берлин», «Суд народов». «Большие исторические события, великие социальные потрясения неизбежно приводят художников к потребности отразить и осмыслить их в наиболее «мобильной» форме — отсюда обращение к публицистике, репортажу, монтажу фактов и документов», — пишет С. Юткевич, рассматривая общественно-политические корни возникновения французской «Группы тридцати». Творческий инстинкт художников подсказывает им, «что даже с точки зрения эстетических требований сила воздействия традиционных жанров на миллионные массы зрителей, вчерашних и сегодняшних участников величайших социальных потрясений, значительно слабее, чем жестокая «невыдуманная» правда действительности»1.
Давай, скажи всё что ты думаеш!