Жизненный факт и художественный образ

учителя жизни основываются на создаваемых художни­ком картинах, в которых даются образцы поведения человека в обществе, показываются его героизм, упор­ство в /преодолении трудностей, цельность и стойкость характера, победа светлого, гуманистического начала в его духовном мире над слепыми страстями. В соответ­ствии с эстетической сущностью искусства оно осущест­вляется под воздействием художественных образов. Убе­дительность, наглядность этих образов обусловливаются целым рядом факторов (типичность создаваемой худож­ником к'артины, степень его таланта и мастерства и т. д.), однако в конечном итоге важнейшим среди них оказы­вается жизненная достоверность изображаемого. Сопе­реживание зрителя (слушателя) художественного про­изведения достигает наивысшей силы именно в те мо­менты, когда он непроизвольно, незаметно для самого себя забывает об условности художественной формы, о том, что разворачивающаяся перед ним на экране или подмостках сцены картина — это «выдумка» художника, и воспринимает ее своим взволнованным чувством как подлинную жизнь.

Ощущение жизненной достоверности изображаемого, которого всеми средствами добивается художник, в про­цессе восприятия произведения искусства переходит «в эстетическое качество, способное оказывать могу­чее воспитательное влияние на сердце и ум человека.

Кинопублицисту не приходится затрачивать дополни­тельных усилий на то, чтобы постепенно подводить сво­его зрителя к этому происходящему в его сознании слиянию правды и вымысла, к «разрушению» условности формы искусства. Понятно, что он обязан строго следо­вать в своем творчестве определенным законам художе­ственного мышления, заботиться о яркости образов, цельности произведения и т. д. Правдивость и эмоцио­нальное воздействие создаваемой им картины, как- и во ' всяком искусстве, достигается самой художественной тка­нью фильма. Но оно несомненно возрастает и в отдель­ных случаях достигает совершенно исключительной силы уже по одному тому, что его зритель заранее знает: все показываемое ему на экране — это подлинная правда жизни, это действительно было. Вспомним, например, какую огромную политическую и общественно-воспита­тельную роль сыграли такие фильмы периода Великой

Отечественной войны, как «Разгром немецких войск под Москвой», «Черноморцы», «Битва за нашу Советскую Украину», «Освобожденная Франция», «Берлин», «Суд народов». «Большие исторические события, великие со­циальные потрясения неизбежно приводят художников к потребности отразить и осмыслить их в наиболее «мобильной» форме — отсюда обращение к публици­стике, репортажу, монтажу фактов и документов», — пишет С. Юткевич, рассматривая общественно-полити­ческие корни возникновения французской «Группы три­дцати». Творческий инстинкт художников подсказывает им, «что даже с точки зрения эстетических требований сила воздействия традиционных жанров на миллионные массы зрителей, вчерашних и сегодняшних участников величайших социальных потрясений, значительно сла­бее, чем жестокая «невыдуманная» правда действитель­ности»1.

Страницы: 1 2 3 4 5



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!