Жизненный факт и художественный образ

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (3 голосов, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

Проход катера, сцена высадки геологов на необитае­мом острове Каспийского моря, случай со змеей — все это (как и некоторые другие эпизоды картины) было снято Р. Карменом совершенно заново. В своей работе над фильмом режиссер не мог опереться на имевшийся в епо распоряжении фильмотечный материал, так как эти события в нем не были отображены. Между тем сцена поисков нефти занимала важное место в решении художественного замысла фильма.

Однако авторы могли пойти по другому пути. Они могли рассказать об ушедших событиях отраженно, ис­пользуя, например, синхронную запись воспоминаний геологов и первых строителей нефтепромысла, географи­ческие карты, проекты, докладные записки и т. д. Соз­данная с помощью подобных средств картина выглядела бы, вероятно, не менее достоверной.

Но дело в том, что при всей своей достоверности, ли­шенная живого дыхания протекающего на наших глазах события действительности, она была бы менее впечат­

ляющей, менее художественной. А следовательно, по­скольку мы имеем дело с искусством, в котором правда жизни — это всегда художественная правда, она оказалась бы, как это ни парадоксально, и менее прав­дивой.

Именно поэтому Р. Кармен, рискуя навлечь на себя упреки в возможном искажении действительности, все же показал геологическую разведку нефтяных камней Каспия не в иконографическом материале и воспомина­ниях людей, а в ее подлинном осуществлении, восстано­вив эти эпизоды на экране с возможно большим прибли­жением к тому, что действительно было в жизни.

Чтобы не отвлекаться от основной мысли, мы не ста­нем сейчас затрагивать такие закономерно возникающие при этом вопросы, как границы и мера возможного ис­пользования метода восстановления факта в произведе­нии документального кино, как роль жизненной подроб­ности, детали (подобно случаю со змеей в описанном эпи­зоде), сообщающей художественную силу воздействия восстанавливаемой (или репортажно снятой) сцене, и т. д. Обо ©сем этом будет сказано ниже. Здесь же, опи­раясь на пример творческой истории «Повести о нефтя­никах Каспия» и опыт создания многих других произве­дений, нам особенно важно подчеркнуть, что образная кинопублицистика, -когда для этого открывается хотя бы малейшая возможность, стремится отобразить действи­тельность, запечатлевая подлинный, полнокров­ный облик события. К этому и направлены в конечном счете (все усилия художника-кинодокументалиста.

В отличие от остальных искусств, произведение кино- публицистики, как правило, создается одновремен­ное развитием описываемого в нем явления, на основе его прямой фиксации киноаппаратом.

Отсюда понятно и то значение, какое приобретает в документальном фильме целенаправленный, раскры­вающий мысль художника репортаж, являющийся глав­ным средством воссоздания на экране жизненного со­бытия в его непосредственном бытии.

Эта особенность эстетического содержания докумен­тального кино потенциально сообщает его произведениям исключительную силу воспитательного воздействия.

Как уже отмечалось во введении, возвышающее влия­ние искусства на нравственное чувство человека, его роль

Страницы: 1 2 3 4 5



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!