
Жизненный факт и художественный образ
Проход катера, сцена высадки геологов на необитаемом острове Каспийского моря, случай со змеей — все это (как и некоторые другие эпизоды картины) было снято Р. Карменом совершенно заново. В своей работе над фильмом режиссер не мог опереться на имевшийся в епо распоряжении фильмотечный материал, так как эти события в нем не были отображены. Между тем сцена поисков нефти занимала важное место в решении художественного замысла фильма.
Однако авторы могли пойти по другому пути. Они могли рассказать об ушедших событиях отраженно, используя, например, синхронную запись воспоминаний геологов и первых строителей нефтепромысла, географические карты, проекты, докладные записки и т. д. Созданная с помощью подобных средств картина выглядела бы, вероятно, не менее достоверной.
Но дело в том, что при всей своей достоверности, лишенная живого дыхания протекающего на наших глазах события действительности, она была бы менее впечат
ляющей, менее художественной. А следовательно, поскольку мы имеем дело с искусством, в котором правда жизни — это всегда художественная правда, она оказалась бы, как это ни парадоксально, и менее правдивой.
Именно поэтому Р. Кармен, рискуя навлечь на себя упреки в возможном искажении действительности, все же показал геологическую разведку нефтяных камней Каспия не в иконографическом материале и воспоминаниях людей, а в ее подлинном осуществлении, восстановив эти эпизоды на экране с возможно большим приближением к тому, что действительно было в жизни.
Чтобы не отвлекаться от основной мысли, мы не станем сейчас затрагивать такие закономерно возникающие при этом вопросы, как границы и мера возможного использования метода восстановления факта в произведении документального кино, как роль жизненной подробности, детали (подобно случаю со змеей в описанном эпизоде), сообщающей художественную силу воздействия восстанавливаемой (или репортажно снятой) сцене, и т. д. Обо ©сем этом будет сказано ниже. Здесь же, опираясь на пример творческой истории «Повести о нефтяниках Каспия» и опыт создания многих других произведений, нам особенно важно подчеркнуть, что образная кинопублицистика, -когда для этого открывается хотя бы малейшая возможность, стремится отобразить действительность, запечатлевая подлинный, полнокровный облик события. К этому и направлены в конечном счете (все усилия художника-кинодокументалиста.
В отличие от остальных искусств, произведение кино- публицистики, как правило, создается одновременное развитием описываемого в нем явления, на основе его прямой фиксации киноаппаратом.
Отсюда понятно и то значение, какое приобретает в документальном фильме целенаправленный, раскрывающий мысль художника репортаж, являющийся главным средством воссоздания на экране жизненного события в его непосредственном бытии.
Эта особенность эстетического содержания документального кино потенциально сообщает его произведениям исключительную силу воспитательного воздействия.
Как уже отмечалось во введении, возвышающее влияние искусства на нравственное чувство человека, его роль
Давай, скажи всё что ты думаеш!