Жизненный факт и художественный образ

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! (3 голосов, средняя оценка: 3,67 из 5)
Загрузка...

шлись бы средства показать на экране все эти события живо и интересно. Мы увидели бы, вероятно, съемки под- линных мест действия, людей, с которыми приходилось сталкиваться герою, вещей, которые его окружали; услышали синхронные записи воспоминаний очевидцев о тех днях, рассказ самого Дегтярева и т. д. Подобный метод художественного отображения фактов как раз и лежит в основе историко-биографических документаль­ных фильмов и так'их произведений о событиях Великой Отечественной войны, как, скажем, киноочерки «Герои Бреста» и «Бессмертная юность».

Но если для очерковой литературы воссоздание кар­тины жизни, после того как закончилось ее реальное «бытие», представляется чем-то само собой разумею­щимся, то для кинопублицистики — это один из подсоб­ных и второстепенных творческих приемов. Кинопубли­цист прибегает к нему лишь по необходимости, лишь в том случае, когда его творческая мысль идет по следам дав­но минувшего или же случившегося вне поля его зрения события. Можно говорить о высокой художественности киноочерков «Герои Бреста», «Бессмертная юность» и других аналогичных произведений, можно допустить, что такими достоинствами обладала бы и картина «Па­рень из Сальских степей», если бы она была снята кино­документалистами, однако несомненно, что во всех этих случаях мы имеем дело с явлениями вторичного порядка, с отраженным показом жизни. И как бы ни высоко по художественному мастерству это было вы­полнено, какие бы удачные кинематографические детали не были найдены оператором или режиссером, воссоз­данная таким путем картина жизни все же никогда не заменит нам непосредственно зафиксированного киноаппаратом события действительности, ценного своей особой жизненной убедительностью и полнотой.

Именно эта особенность нашего восприятия жизни и принимается во внимание кинопублицистом, когда он, желая рассказать о прошедшем и по тем или иным при­чинам не зафиксированном на кинопленке событии, соз­дает не отраженный образ, а непосредственное, живое изображение явления действительности, как бы повто­ряя, точнее, восстанавливая его на экране.

... По бескрайнему простору моря, оставляя за собой пенистый, расходящийся след, мчится катер. Вот он, за­

медлив ход, приближается к небольшому скалистому острову, -причаливает к нему. На остров высаживается группа людей. По камням ползет змея. Один из прибыв­ших наклоняется, бесстрашно хватает змею и бросает ее в море. Затем люди приступают к работе. Из слов диктора мы узнаем, что это экспедиция геологов, раз­ведывающих новые нефтяные месторождения в Каспий­ском море.

Мы описали здесь, как, вероятно, уже ясно читателю, один из первых эпизодов фильма «Повесть о нефтяниках Каспия» (сценарий И. Осипова, И. Касумова, Р. Кар­мена, режиссер-оператор Р. Кармен, операторы М. Ма- медскв, А. Зенякин, С. Медынский, 1953). Что это: под­линный факт жизни или же инсценированная сцена, да еще с такими деталями из арсенала приключенческой литературы, как ползущая под ногами людей змея?

Из истории создания картины известно, что художе­ственный замысел ее родился значительно позже того, как были предприняты и принесли успех описанные здесь геологические изыскания. К моменту съемки фильма до­быча нефти в этих местах шла полным ходом, и вдали от берегов Каспия уже был создан новый морской нефтепромысел, новый город нефтяников. О жизни его и рассказывает в своем основном содержании фильм.

Страницы: 1 2 3 4 5



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!