Жизненный факт и художественный образ

Неиссякаемым источником творческой силы искус­ства является жизнь. Реалистическое художественное творчество опирается на жизненный материал, вопло­щает независимые от художника закономерности и ха­рактерные черты реальной действительности Общепри­знанный высший критерий реалистического искусства, мерило его истинности, художественности и глубины — правда жизни.

Сюжеты огромного числа произведений искусства взяты их авторами из жизни. Имеются многочисленные исследовательские работы, доказывающие эту мысль, об этом свидетельствуют воспоминания современников поэ­тов, высказывания самих художников. Особенно велики роль и значение жизненного материала в творчестве ма­стеров советского искусства, запечатлевших невиданную в истории революционную активность масс. Художест­венные идеи советской литературы, отмечал М. Горький, «создаются на земле, почва их — трудовая жизнь, мате­риалом для них служит наблюдение, сравнение, изуче­ние— в конце концов: факты, факты!»1

Опираясь в своем .творчестве на материал действи­тельной жизни, художник-реалист подходит к нему либо синтетически, сливая воедино аналогичные явления и создавая на их основе общее изображение, либо выби­рает какой-нибудь один заинтересовавший его факт или характер. Во всяком случае, его творческое воображе­

ние бывает занято обычно не столько придумыва­нием характеров и ситуаций, сколько осмыслением и обработкой того, что дает ему в качестве исходного ма­териала жизнь. «Трудно не согласиться, — писал в «Эсте­тических отношениях искусства к действительности» Н. Г. Чернышевский, — что «созданного» в лицах, изо­бражаемых поэтами, бывает и всегда бывало гораздо менее, а описанного с действительности гораздо более, нежели обычно предполагают; трудно не прийти к убеж­дению, что поэт в отношении к своим лицам почти всегда только историк или автор мемуаров»1. «Вы встречаете человека, говорите с ним, и вы чувствуете, что на основе этого человека вы создадите тип эпохи»2, — отмечал в беседе с молодыми писателями А. Н. Толстой.

Все сказанное необходимо для правильного понима­ния того, что образная кинопублицистика, оперирующая непосредственно взятыми из жизни фак­тами, по своей эстетической природе и творческому^ ме­тоду не является исключением среди других искусств. Вместе с тем именно эта особенность художественного отображения жизни формирует ее важнейшее специфи­ческое качество, которое нам будет легче всего уяснить, сравнив работу журналиста кино и литератора-очеркиста.

Вспомним историю создания документальной повести Игоря Неверли «Парень из Сальоких степей». Она на­писана польским писателем со слов встреченного им в Майданек'е «русского доктора» Владимира Лукича Дергачева (подлинное имя его—Владимир Ильич Дег­тярев). В фашистском застенке Дергачев рассказывает писателю историю своей жизни, и Неверли точно, от лица самого героя воспроизводит этот рассказ в повести. Мы знакомимся с трудным детством Владимира, с его самоотверженной борьбой в немецком тылу, куда он попадает, бежав из лагеря для военнопленных. Со стра­ниц книги перед нами вырисовывается фигура стойкого и непримиримого воина, чуткого товарища, верного Друга поляков, борющихся с гитлеровским нашествием.

Предположим теперь, что та же история рассказана нам художником-кинопублицистом. Несомненно, на­

Страницы: 1 2 3 4 5



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!