Жизненный факт и художественный образ
Неиссякаемым источником творческой силы искусства является жизнь. Реалистическое художественное творчество опирается на жизненный материал, воплощает независимые от художника закономерности и характерные черты реальной действительности Общепризнанный высший критерий реалистического искусства, мерило его истинности, художественности и глубины — правда жизни.
Сюжеты огромного числа произведений искусства взяты их авторами из жизни. Имеются многочисленные исследовательские работы, доказывающие эту мысль, об этом свидетельствуют воспоминания современников поэтов, высказывания самих художников. Особенно велики роль и значение жизненного материала в творчестве мастеров советского искусства, запечатлевших невиданную в истории революционную активность масс. Художественные идеи советской литературы, отмечал М. Горький, «создаются на земле, почва их — трудовая жизнь, материалом для них служит наблюдение, сравнение, изучение— в конце концов: факты, факты!»1
Опираясь в своем .творчестве на материал действительной жизни, художник-реалист подходит к нему либо синтетически, сливая воедино аналогичные явления и создавая на их основе общее изображение, либо выбирает какой-нибудь один заинтересовавший его факт или характер. Во всяком случае, его творческое воображе
ние бывает занято обычно не столько придумыванием характеров и ситуаций, сколько осмыслением и обработкой того, что дает ему в качестве исходного материала жизнь. «Трудно не согласиться, — писал в «Эстетических отношениях искусства к действительности» Н. Г. Чернышевский, — что «созданного» в лицах, изображаемых поэтами, бывает и всегда бывало гораздо менее, а описанного с действительности гораздо более, нежели обычно предполагают; трудно не прийти к убеждению, что поэт в отношении к своим лицам почти всегда только историк или автор мемуаров»1. «Вы встречаете человека, говорите с ним, и вы чувствуете, что на основе этого человека вы создадите тип эпохи»2, — отмечал в беседе с молодыми писателями А. Н. Толстой.
Все сказанное необходимо для правильного понимания того, что образная кинопублицистика, оперирующая непосредственно взятыми из жизни фактами, по своей эстетической природе и творческому^ методу не является исключением среди других искусств. Вместе с тем именно эта особенность художественного отображения жизни формирует ее важнейшее специфическое качество, которое нам будет легче всего уяснить, сравнив работу журналиста кино и литератора-очеркиста.
Вспомним историю создания документальной повести Игоря Неверли «Парень из Сальоких степей». Она написана польским писателем со слов встреченного им в Майданек'е «русского доктора» Владимира Лукича Дергачева (подлинное имя его—Владимир Ильич Дегтярев). В фашистском застенке Дергачев рассказывает писателю историю своей жизни, и Неверли точно, от лица самого героя воспроизводит этот рассказ в повести. Мы знакомимся с трудным детством Владимира, с его самоотверженной борьбой в немецком тылу, куда он попадает, бежав из лагеря для военнопленных. Со страниц книги перед нами вырисовывается фигура стойкого и непримиримого воина, чуткого товарища, верного Друга поляков, борющихся с гитлеровским нашествием.
Предположим теперь, что та же история рассказана нам художником-кинопублицистом. Несомненно, на
Давай, скажи всё что ты думаеш!