
Задача изучения чрезвычайно сложна
До сих пор, располагая в лучшем случае текстами литературных сочинений и не имея данных о том, как они понимались их создателями, мы были вынуждены рассматривать малайскую словесность преимущественно извне. Зарождение литературного самосознания в классический период ставит перед исследователем несколько иную задачу. Без изучения «внутреннего» взгляда малайцев на свою словесность трудно, а порой почти невозможно понять предназначение различных произведений, взаимосвязь и взаимоотношения между ними, принципы их поэтики, систему ценностей, которыми руководствовались их авторы, т. е. представить картину малайской литературы в этот период в ее полноте. Не учитывая особенностей самосознания малайской литературы, исследователь вольно или невольно вынужден «интерпретировать старое мировоззрение в духе нового, вследствие чего оно становится каким-то межеумочным мировоззрением, где форма обманывает относительно значения, а значение — относительно формы».
Во-первых, литературные представления средневековых малайцев не только совершенно не изучены, но и сам факт их существования и письменной фиксации покуда далеко не осознан. Во-вторых, данные о малайском литературном самосознании разбросаны в виде отдельных вкраплений по многочисленным сочинениям, фрагментарны и могут быть должным образом реконструированы и поняты лишь с привлечением фактов арабской и персидской теоретико-литературной и эстетической мысли (оба термина, разумеется, условны), степень исследованности которой, в свою очередь, далека от желаемой. В-третьих, основы самосознания малайской словесности, стремившейся так или иначе охватить все сферы жизни ее создателей и читателей, носили религиозный характер, что вполне естественно для литературы средневекового типа. Тем самым специфика изучения средневековых представлений о литературе требует от исследователя постоянных переходов из области литературоведения и эстетики в область религиоведения.
Запостить комент
Давай, скажи всё что ты думаеш!