Ядро повестей о Панджи

На Яве в четырех княжествах (чаще всего они носят названия Курипан, Даха, Гагеланг, или Ураван, и Сингасари) правят четверо братьев. У государей Курипана и Дахи рождаются сын и дочь — Раден Ину Кертапати и Чандра Кирана, с детства предназначенные друг для друга. Однако накануне свадьбы роковые обстоятельства разлучают жениха и невесту, и Раден Ину устремляется на поиски Чандры Кираны в сопровождении слуг (панакаванов) — комических персонажей и в то же время мудрых наставников царевича сохраняющих ряд черт могущественных местных божеств доин-дуистского пантеона. Слуги обычно носят имена Семар, Джемурас, Пунта, Персанта, Кертала, Джеруде и др.

По пути Раден Ину завоевывает различные страны и захватывает в качестве трофеев их царевен. Одолев множество преград, возведенных на пути любящих судьбой, воплощением которой выступает божество Батара Кала, подолгу живя неузнанным бок о бок с царевной при дворе одного из дядьев, не раз, казалось бы, уже отыскав суженую и вновь ее утратив, Раден Ину окончательно соединяется с Чандрой Кираной. Как правило, у обоих возлюбленных имеются братья и сестры, которые также странствуют в их поисках. Рассказы об их приключениях и любовных драмах образуют осложняющие ветви сюжета, то по сходству, то по контрасту оттеняющие основное действие.

К числу типичных для повестей мотивов относятся обретение бездетными родителями главных героев сына и дочери по обету, данному богам; притязания на руку Чандры Кираны заносчивого и грубого чужеземного правителя, выступающего как демоническое существо; переодевания героев (нередко мужчины в женщину или женщины в мужчину); бесчисленные изменения ими облика и имени; аскетические подвиги и плавания в заморские страны; безумие или тяжкая болезнь одного из протагонистов, от которой его может исцелить лишь вмешательство возлюбленной (возлюбленного), и др.

В зависимости от характера начальной части, как уже отмечалось, могут быть выделены два основных типа повестей о Панджи. К повестям первого типа относятся произведения, в которых Раден Ину после какого-либо бедствия предстает в качестве «низкого» персонажа, неузнанным поступает на службу к одному из дядьев и своей куртуазностью и мужеством покоряет сердце его дочери (обычно ею оказывается Чандра Кирана). Повести второго типа начинаются с рассказа о первой (до Чандры Кираны), «низкой» по происхождению или положению возлюбленной Радена Ину, впоследствии тайно убитой по воле отца или матери царевича. Этот начальный эпизод по одной из известных яванских поэм, «Панджи Ангрени», принято называть «мотивом Ангрени». Панджи, узнающий о смерти возлюбленной, приходит в отчаяние и отправляется странствовать, свершая свои рыцарские подвиги. В повестях второго типа он, таким образом, сразу же вступает в действие как «высокий» герой, силой оружия добывающий жен. Существуют также произведения, дающие промежуточные или смешанные варианты.

Многие повести о Панджи предваряются своеобразным «прологом на небесах» — повествованием о событиях, предшествующих земному рождению Радена Ину, воплотившегося небожителя или героя «Махабхараты», призванного возродить жизнь в мире, обезлюдевшем после Великой войны. Некоторые произведения (например, «Повесть о повешенной царевне») добавляют к прологу еще и пространную генеалогию небожителя, которому суждено родиться в облике Радена Ину.

Именно в отношении к богам индояванского пантеона, играющим в «прологе на небесах» главную роль, пожалуй, особенно ощутим тот дух театрально-литературной условности, который в повестях пришел на смену глубокой серьезности мифа. Типичный

образец подобного пролога содержит, например, «Повесть об Асмаре Пати», божественные герои которой, словно актеры на распределении ролей, приходят в отчаяние и интригуют друг против Друга.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!