
Художественный синтез кадров
Отличие факта «как он есть» от монтажного образа нередко состоит в том, что последний немыслим, невозможен в действительности. Особенно ясно это качество проявляется в таких, например, монтажных фразах, как сопоставление стоящего на трибуне генерала Толбухина и кладбища немецких солдат («Битва за нашу Советскую Украину»), на которое указывается в статье Н. Абрамова «Дзига Вертов и искусство документального фильма»'. Толбухин, когда его снимали, конечно, не смотрел и не мог смотреть на изображенный в последующем кадре пейзаж, не принимал этого «парада гитлеровских войск», как сатирически замечает
диктор. Конструкция эта метафорична, откровенно условна. Она задумана А. Довженко как некое символическое обобщение нашего превосходства над врагом, как знак победы советского оружия. И вместе с тем даже в таком сложном ассоциативном построении каждый из описанных кадров не утрачивает своей документальной конкретности и живого общественно-исторического содержания. Больше того: само воздействие их на наши чувства обусловлено развитием и заострением этих черт.
В этом—основа реалистичности монтажного мышления кинопублнциста, когда он опирается не на внешние, формально-стилистические, а на подлинно жизненные, идейные признаки документальных кадров, хотя они и далеки на первый взгляд друг от друга в пространственном и временном измерениях. Творческий замысел авто* ра синтезирует и объединяет подобные изображения. Их монтажное сочетание благодаря этому воспринимается зрителем как единое художественное целое.
Ярко эмоциональные, глубокие по смыслу монтажные сопоставления и возникающие отсюда образные обобщения документов, составляющие, как мы видим, сильнейшее оружие кинопублицистики, могут создаваться не только при изображении события в длительном временном процессе. Они рождаются также, когда кинопублицист умело сопоставляет лежащие рядом, непосредственно соседствующие во времени и пространстве факты.. Сама жизнь в этом случае дает ему в руки как бы уже готовые в черновом наброске детали и сцены, характеризующие тот или иной процесс, вскрывающие социальную | структуру общества.
При показе конголезской деревни авторы фильма «Брюссель, 1958» остро противопоставили в монтаже сидящего под стеклянным колпаком мальчика-негра и остановившуюся перед ним белую девочку — посетительницу выставки. Противоречия современного капиталистического города убедительно отражены с помощью аналогичных построений в фильмах «Когда цветет сакура», «На улицах Вены» и многих других. Отдельные монтажные фразы перерастают в них в точные художественные характеристики социальных контрастов жизни.
Однако использование такого рода лежащих на поверхности фактов — при всей их внешней ярко
сти — все же является исключением. В решении монтажного образа фильма кинопублицист, как уже отмечалось, идет обычно более сложным и трудным художественным путем, стремится выявить скрытые в глубине пласты действительности. А для этого ему приходится, не ограничиваясь поверхностной фиксацией жизненного процесса, прибегать к исследованию и обобщению различных сторон жизни, создавать в соответствии со своим творческим замыслом многоплановые образные композиции.
Исключительно важная роль в этом принадлежит высшему достижению режиссуры документального фильма—контрапунктическому сочетанию его художественных компонентов.
Давай, скажи всё что ты думаеш!