Художественный синтез кадров

Описывая приезд в Петербург французского прези­дента Пуанкаре накануне войны 1914 года, Соболев соз­дает драматическое изображение «всеобщего ликова­ния», которым встречала его столица. Этот эпизод ре­шается следующим образом.

Вначале, на легко угадываемом звуковом фоне (шум голосов, приветствия), идут динамичные, однако внутрен­не спокойные «кадры»:

«Подкидываемые в воздух восторженным населением, мелькали на солнце цилиндры, зонтики, флажки, цветы....».

Гармоничный образный ряд неожиданно «взрывает» едкая авторская ирония. За словом «цветы» следует:

«... камни, булыжники, нагайки, городовые, стекла витрин, вывески».

Далее мы читаем:

«Не было возможности пробраться по улицам: они были запружены сюртуками, дамскими платьями, виц­мундирами, мундирами, экипажами, оркестрами, каза­ками, рабочими, жандармами, сваленны­ми столбами, избитыми приставами, оп­рокинутыми трамваями, баррикадами, ра­ненными, убитыми». (Разрядка наша.—С. ДЛ

Картину довершает построенный на таких же кон­трастных противопоставлениях звуко-зрительный ряд. Он разворачивается «на экране» под гул празднич­ного салюта.

«Салют был оглушительным. Стреляла вся столица из края в край.

Корабли в Неве — стреляли.

Крепость у Троицкого моста — стреляла.

Городовые на Лиговской улице — стреляли.

Казаки в Нейшлотском переулке — стреляли.

Жандармы на Путиловском шоссе — стреляли.

Девять рабочих завода Айваз, загнанные полицией на чердак дома № 12 по Тобольской улице, — стреляли.

Околоточный и два городовых, сбрасываемые в воду с Сампсониевского моста, — стреляли...»1.

Первоначальный смысл этой сцены по мере ее раз­вития радикально меняется. Вместо внешне благополуч­ного, парадного «ликующего Петербурга» автор рисует сложную, исполненную трагических столкновений жизнь предвоенной России, в недрах которой уже отчетливо зреет революция.

Интересные примеры монтажа контрастных кинодо­кументов можно найти в фильме режиссеров Е. Учителя и В. СолоБЦОва «Подвиг Ленинграда» (1959), построен­ном на материале кинолетописи Великой Отечественной войны. К их числу относятся впечатляющее сопоставле­ние кадров заходящих на бомбежку самолетов и круп­ных планов напряженно следящих за ними, встревожен­ных лиц людей, сочетание съемок пострадавших от варварских налетов ленинградских детей — и торжест­венной сцены награждения гитлеровских летчиков орде­нами и др.

Подчеркнем еще раз, что рассматриваемые ху­дожественные методы сопоставления сходных и кон­трастных изображений могут быть охарактеризованы лишь как типичные, принципиальные творческие приемы, далеко не охватывающие собой все многообра­зие выразительных средств образной кинопублицистики. Вспомним, например, проникновенно лиричное сопо­ставление кадров, показывающих вначале молодую мать, склонившуюся над засыпающим сыном, а затем — ее же на крыше строющегося здания, у решетчатого контей­нера с кирпичом, отдаленно напоминающим затянутую сеткой детскую кровать («Начинается город»). Кадры эти сопровождаются словами диктора:

«Матери вечером — у колыбели ребенка... днем — у колыбели города».

Очень трудно определить, какой принцип здесь поло­жен в основу — сходство или контраст жизненных фак­тов. Художественное строение этой монтажной фразы, очевидно, иное: ее впечатляемость основана на эмоцио­нальности нашего восприятия жизни, на сложном и не­ожиданном ассоциативном осмыслении явлений.

Подобных примеров того, как живое, постоянно раз­вивающееся искусство кинопублицистики дает все новые и новые творческие решения, никак не укладывающиеся в указанную выше схему, можно было бы привести мно­жество. Но мы, как уже говорилось, вовсе и не настаи­ваем на ее узкой ограниченности и незыблемости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!