Художественный синтез кадров
Как свидетельствует в книге «Искусство кино» Эрнст Линдгрен1, «образцом кинематографической риторики» является английский фильм «Кабелеремонтное судно», поставленный режиссером Стюартом Леггом. Фильм состоит из трех частей. В первой части показывается работа телефонисток крупной международной станции в Лондоне. Это как бы первое утверждение. Затем следует вторая — основная часть картины (или, на языке риторики, второе утверждение), рассказывающая о ремонте поврежденного подводного кабеля. В третьей, заключительной части фильма обе эти темы сводятся вместе и дают вывод: бесперебойная работа международной телефонной связи зависит от бдительности, оперативности и мастерства команды ремонтного судна. Кинематографически, монТажно эта идея выражается в том, что звуковым фоном третьей части фильма, снова возвращающей нас к работе телефонисток, служат шумы и голоса, сопровождавшие в предшествующем эпизоде работу судна: слова команды, скрип лебедки, свистки и т. д.
Вернемся теперь к монтажному сопоставлению контрастных кадров.
Всякое сопоставление в искусстве — это прежде всего сопоставление по смыслу, по эмоционально-поэтическому восприятию жизни, а не только по тем или другим формальным признакам изображения (внутрикадровому движению, ракурсу, ритму и т. д.). В последнем случае, как это имело место в некоторых картинах Дзиги Вертова, В. Руттмана и других документалистов, оно утрачивает свое реальное жизненное содержание и превращается в трюк.
В описанном примере из фильма «Мы за мир!» столкновение кадра шагающих фашистов с изображением военного кладбища как бы приоткрывало завесу над судьбой гитлеровского похода, указывало'на его бесславный финал.
По тому же принципу «взгляда в будущее», имеющему, однако, совершенно иной идейно-политический
смысл, построено сопоставление двух армий — периода гражданской войны и современной — в фильме «Незабываемые годы». Кадры военного парада на Красной площади наших дней, неожиданно «врывающиеся» в рассказ о первых отрядах Всевобуча 20-х годов, приветствуемых
В. И. Лениным, раскрывали перспективы революции, свидетельствовали о гигантских силах освобожденного народа.
На той же, в сущности, основе протяженного во времени вйдения жизни строится в кинопублицистике монтажное сопоставление сцен, раскрывающих истоки того или другого жизненного явления, его прошлое. Характерен в этом отношении монтаж фильма о Нюрнбергском процессе «Суд народов» (автор-режиссер Р. Кармен* текст Б. Горбатова, 1946).
Точно отображая ход судебного заседания, взволновавшего в те годы весь мир, авторы одновременно находят средства расширения тематических рамок документального киноотчета. «Суд народов» строится на периодически повторяющихся обращениях кинопублицистов к прошлому, к истории, к событиям недавних дней. Кадры заседа-ния Международного трибунала перебиваются драматическими сценами, рассказывающими о том, что является самим предметом судебного разбирательства. В фильме широко используются съемки советских фронтовых операторов и иностранная кинохроника. Зафиксированные киноаппаратом факты надругательства над создаваемыми веками сокровищницами искусства, тени мучеников из гитлеровских лагерей смерти, беженцы, кровавые дороги войны, разрушенные города и села — все это снова оживает, воочию встает на экране, и, взволнованные воспоминанием о пережитом, зрители по-иному смотрят на суд, когда авторы снова возвращаются к нему. Прошлое в этой картине теснейшими нитями переплетается с настоящим, история— с современностью, строго документированная кинолетопись — с обличительным пафосом художников.
Давай, скажи всё что ты думаеш!