
Художественный синтез кадров
Если рассматривать монтаж современного игрового фильма в целом, не касаясь отдельных деталей кинематографического мастерства, то можно заметить, что он, как правило, строится на актерской игре и, более того, как бы следует за поведением актера. Его ведущее назначение как раз и состоит в том, чтобы подробно, внимательно и последовательно проследить за поступками, словами, чувствами героя, в которого перевоплощается актер, выявить их связь, их внутреннее взаимодействие. Монтаж актерского фильма неотделим от действий и диалога персонажей.
Для документалиста подобный метод монтажа может явиться лишь одним из частных путей работы над фильмом. Известны документальные фильмы, в которых монтаж как средство последовательного изображения поведения человека становится важным творческим орудием
решения тех или иных конкретных идейно-художественных задач. К их числу относятся, например, «Нанук» и «Человек из Арана» Р. Флаэрти, «Учительница Лавровская» О. Подгорецкой, «Мои друзья» В. Старошаса. Особенно интересны в этом плане киноочерк «Старый капитан» современного французского режиссера Луи Гропье- ра, трогательно и лирично, с глубоким философским ос- мыслением жизни рассказывающий о последних днях старого моряка, отводящего на кладбище кораблей такое же древнее, как он, отслужившее свой век судно, а также польский фильм «Музыканты».
Характерно, однако, что во всех этих картинах основой для монтажа является отнюдь не репортаж, который, как мы выяснили выше, играет первостепенную роль в искусстве образной кинопублицистики, а организованная съемка, широко и вольно использованное художником восстановление факта. Особенно это заметно в тех случаях, когда фиксация последовательных действий героя связана с попыткой проникновения в его внутренний мир, с раскрытием его переживаний («Старый капитан», «Музыканты»). Документальная точность поведения человека становится при этом весьма и весьма условной. Даже если в съемках не занят актер, границы ее раздвигаются до такой степени, что специфическое содержание этого понятия применительно к кинопублицистике, по существу, стирается. Оно сливается с тем, что мы понимаем под жизненной достоверностью обычной актерской картины.
Главная — и подлинно специфическая — особенность монтажа документального фильма — следование логическому замыслу произведения, течению авторской мысли. За редким исключением, поступки и переживания персонажей отображаются в документальном кино в достаточной мере отрывочно, скачкообразно. Мы уже упоминали об этом, говоря об образе Зои Гаврилиной в «Первой весне». Описанный пример типичен для кинопублицистики. В монтаже документального фильма определяющим обычно становится не сочетание кадров, последовательно показывающих жизнь героя, а сопоставление, сравнение, художественное опосредствование близких по содержанию или, наоборот, контрастных фактов и сцен, выявление их значения и места в развитии действительности, их обобщение, творческая интерпретация.
Таким образом, как и в дикторском тексте, в композиции и монтаже публицистической картины отчетливо — хотя и в своеобразной форме — проявляются закономерности риторики.
Давай, скажи всё что ты думаеш!