Художественный синтез кадров

Если рассматривать монтаж современного игрового фильма в целом, не касаясь отдельных деталей кинема­тографического мастерства, то можно заметить, что он, как правило, строится на актерской игре и, более того, как бы следует за поведением актера. Его ве­дущее назначение как раз и состоит в том, чтобы подроб­но, внимательно и последовательно проследить за по­ступками, словами, чувствами героя, в которого перево­площается актер, выявить их связь, их внутреннее взаимо­действие. Монтаж актерского фильма неотделим от дей­ствий и диалога персонажей.

Для документалиста подобный метод монтажа может явиться лишь одним из частных путей работы над филь­мом. Известны документальные фильмы, в которых мон­таж как средство последовательного изображения пове­дения человека становится важным творческим орудием

решения тех или иных конкретных идейно-художествен­ных задач. К их числу относятся, например, «Нанук» и «Человек из Арана» Р. Флаэрти, «Учительница Лавров­ская» О. Подгорецкой, «Мои друзья» В. Старошаса. Осо­бенно интересны в этом плане киноочерк «Старый капи­тан» современного французского режиссера Луи Гропье- ра, трогательно и лирично, с глубоким философским ос- мыслением жизни рассказывающий о последних днях старого моряка, отводящего на кладбище кораблей такое же древнее, как он, отслужившее свой век судно, а также польский фильм «Музыканты».

Характерно, однако, что во всех этих картинах осно­вой для монтажа является отнюдь не репортаж, который, как мы выяснили выше, играет первостепенную роль в искусстве образной кинопублицистики, а органи­зованная съемка, широко и вольно использованное ху­дожником восстановление факта. Особенно это заметно в тех случаях, когда фиксация последовательных дейст­вий героя связана с попыткой проникновения в его внут­ренний мир, с раскрытием его переживаний («Старый капитан», «Музыканты»). Документальная точность по­ведения человека становится при этом весьма и весьма условной. Даже если в съемках не занят актер, границы ее раздвигаются до такой степени, что специфическое со­держание этого понятия применительно к кинопублици­стике, по существу, стирается. Оно сливается с тем, что мы понимаем под жизненной достоверностью обычной актерской картины.

Главная — и подлинно специфическая — особенность монтажа документального фильма — следование логи­ческому замыслу произведения, течению авторской мысли. За редким исключением, поступки и переживания персонажей отображаются в документальном кино в до­статочной мере отрывочно, скачкообразно. Мы уже упо­минали об этом, говоря об образе Зои Гаврилиной в «Пер­вой весне». Описанный пример типичен для кинопублици­стики. В монтаже документального фильма определяю­щим обычно становится не сочетание кадров, последова­тельно показывающих жизнь героя, а сопоставление, сравнение, художественное опосредствование близких по содержанию или, наоборот, контрастных фактов и сцен, выявление их значения и места в развитии действитель­ности, их обобщение, творческая интерпретация.

Таким образом, как и в дикторском тексте, в компо­зиции и монтаже публицистической картины отчетливо — хотя и в своеобразной форме — проявляются закономер­ности риторики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!