Художественный синтез кадров
Снова фронт. Но теперь уже большие перемены здесь. В долгие недели затишья солдаты враждебных армий находят общий язык. Началось братание. Тень надежды, просветление, первые улыбки на лицах. Переходят из рук в руки листовки. Все шире распространяются идеи
мира, идеи Ленина и Либкнехта. За что воюем? Эта мысль точит, не дает покоя солдатской душе. Подспудно зреет, тревожа сердца людей, революция.
И вот — забастовки, народ выходит на площади, фронт разваливается. В России началось восстание...
Так четко, в глубоко осмысленном монтаже исторических документов, скупо дополненном короткими репликами диктора, дан в этом фильме волнующий, социально заостренный образ войны, образ предреволюционной эпохи.
Мы описали его на этих страницах, не касаясь других тематических линий фильма — борьбы с меньшевиками, попыток царского правительства спасти шатающийся трон империи и т. д. Они развиваются параллельно с темой войны и еще более углубляют воссозданную кинопублицистами картину.
Типичность и художественная сила ее основываются, как мы видим, на широком монтажно-образном мышлении авторов, на привлечении событий и фактов, обладающих— при всей общности их главного жизненного содержания — многогранным эмоционально-драматическим смыслом.
Второй распространенный творческий метод художественного синтеза кадров в кинопублицистике — сочетание (вернее, столкновение, противопоставление) контрастных кинодокументов. Однако прежде чем перейти к нему, представляется необходимым коротко остановиться на одной общетеоретической проблеме.
Самый обыденный факт жизни требует от художника огромной мыслительной работы, «анализа всего строя общества», как писал Глеб Успенский. Эта работа совершается непрерывно: с момента зарождения первоначального замысла произведения и до его окончательной отделки.
В кинематографе успех ее в огромной степени зависит от монтажа.
Монтаж помогает художнику наглядно проявить тенденции развития жизни, выразить ее философию, ее движение от мельчайшего события к истории века. В монтаже создается расширительное истолкование факта, вскрывается его смысл.
Монтаж актерского и документального фильмов имеет очень много общего. Прежде всего у них одна основа: способность кинематографа концентрировать (или, наоборот, растягивать) пространство и время, устранять «паузы» в развитии события, акцентировать внимание зрителя на его деталях. В монтаже фильма оттачивается кинематографическая форма, получают законченное художественное выражение драматургия, конфликт, актерское исполнение, текст диктора и т. д. Монтаж формирует изобразительную ткань картины в динамике ее развития, цементирует архитектонику фильма. Он позволяет художнику отсекать все лишнее, малозначительное, второстепенное.
Монтажный облик события всегда несколько иной, чем подлинный. Это создает решающую предпосылку для его оценки художником, для создания образа, а не копии действительности.
Все это — общие свойства киномонтажа. С теми или другими уточнениями их можно отнести ко всем видам и жанрам кинематографического искусства.
Но нам важно сейчас оттенить не это. Для выяснения специфики художественного осмысления мира в кинопублицистике существенно необходимо выделить особенности, отличительные черты монтажа документального фильма.
Главная из них, как нам кажется, сводится к следующему.
Давай, скажи всё что ты думаеш!