Художественный синтез кадров

Снова фронт. Но теперь уже большие перемены здесь. В долгие недели затишья солдаты враждебных армий находят общий язык. Началось братание. Тень надежды, просветление, первые улыбки на лицах. Переходят из рук в руки листовки. Все шире распространяются идеи

мира, идеи Ленина и Либкнехта. За что воюем? Эта мысль точит, не дает покоя солдатской душе. Подспудно зреет, тревожа сердца людей, революция.

И вот — забастовки, народ выходит на площади, фронт разваливается. В России началось восстание...

Так четко, в глубоко осмысленном монтаже историче­ских документов, скупо дополненном короткими репли­ками диктора, дан в этом фильме волнующий, социально заостренный образ войны, образ предреволюционной эпохи.

Мы описали его на этих страницах, не касаясь других тематических линий фильма — борьбы с меньшевиками, попыток царского правительства спасти шатающийся трон империи и т. д. Они развиваются параллельно с те­мой войны и еще более углубляют воссозданную кинопу­блицистами картину.

Типичность и художественная сила ее основываются, как мы видим, на широком монтажно-образном мышле­нии авторов, на привлечении событий и фактов, облада­ющих— при всей общности их главного жизненного со­держания — многогранным эмоционально-драмати­ческим смыслом.

Второй распространенный творческий метод художе­ственного синтеза кадров в кинопублицистике — сочета­ние (вернее, столкновение, противопоставление) конт­растных кинодокументов. Однако прежде чем перейти к нему, представляется необходимым коротко остано­виться на одной общетеоретической проблеме.

Самый обыденный факт жизни требует от художника огромной мыслительной работы, «анализа всего строя общества», как писал Глеб Успенский. Эта работа со­вершается непрерывно: с момента зарождения первона­чального замысла произведения и до его окончательной отделки.

В кинематографе успех ее в огромной степени зависит от монтажа.

Монтаж помогает художнику наглядно проявить тен­денции развития жизни, выразить ее философию, ее дви­жение от мельчайшего события к истории века. В монтаже создается расширительное истолкование факта, вскры­вается его смысл.

Монтаж актерского и документального фильмов имеет очень много общего. Прежде всего у них одна основа: способность кинематографа концентрировать (или, на­оборот, растягивать) пространство и время, устранять «паузы» в развитии события, акцентировать внимание зрителя на его деталях. В монтаже фильма оттачивается кинематографическая форма, получают законченное ху­дожественное выражение драматургия, конфликт, актер­ское исполнение, текст диктора и т. д. Монтаж формиру­ет изобразительную ткань картины в динамике ее разви­тия, цементирует архитектонику фильма. Он позволяет художнику отсекать все лишнее, малозначительное, вто­ростепенное.

Монтажный облик события всегда несколько иной, чем подлинный. Это создает решающую предпосылку для его оценки художником, для создания образа, а не ко­пии действительности.

Все это — общие свойства киномонтажа. С теми или другими уточнениями их можно отнести ко всем видам и жанрам кинематографического искусства.

Но нам важно сейчас оттенить не это. Для выяснения специфики художественного осмысления мира в кинопу­блицистике существенно необходимо выделить особенно­сти, отличительные черты монтажа документаль­ного фильма.

Главная из них, как нам кажется, сводится к следую­щему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!