Художественный синтез кадров
Собирательный образ, полученный в результате монтажа внутренне взаимопроникающих элементов события или сопоставления ряда аналогичных фактов из разных областей жизни, может быть очень емким, сложным. Жизненное и художественное обогащение его связано с выявлением деятельности, мыслей, чувств человека, с очеловечиванием не только живой, но и мертвой природы, мира вообще. Чем шире и глубже разрабатывается эта тема кинопублицистом, тем живее, богаче становится в его изображении картина действительности, тем ярче раскрываются ее поэтические связи и опосредствования.
Связи эти часто не носят прямого, ясно различимого характера. Монтажное событие может составляться художником из достоверных, но, казалось бы, весьма далеко отстоящих друг от друга фактов. Здесь, как и в поэзии, вступают в действие законы ассоциации, художественной логики. Вспомним, например, монтажную фразу из фильма режиссеров И, Посельского и А. Медведкина «Первая весна», показывающую уходящего с целины, испугавшегося трудностей «героя». Вот он, оглядываясь, бежит со своим чемоданом — и следует кадр: степь, уносимая ветром трава «перекати-поле». Как ветер без цели и смысла вырывает из земли и катит по степи траву, так гонят пустое сердце и черствая душа неведомо куда иного человека, говорят нам этим сопоставлением авторы. Еще более поэтически тонко осмыслено изображение первой послевоенной весны в фильме А. Довженко «Победа на Правобережной Украине», показывающее как бы слитность, единение людских усилий по восстановлению разрушенного с трудной, затянувшейся победой весеннего света и тепла в природе. На ассоциативном сочетании броско поданых особенностей профессии сталеваров с кадрами их танца (танцующие солисты ансамбля — и взлеты пламени, вспышки огня) построен режиссером Н. Кононовым эмоциональный монтаж «Дзержинцев».
... Идут мобилизованные русские, английские, немецкие, французские, канадские солдаты. Близкие, друзья
провожают их, машут им вслед. Прощальные слова тонут в раздутом империалистической кликой военном ажиотаже. Никто из этих поднявшихся друг против друга семидесяти пяти миллионов человек еще не предполагает, что кампания будет такой длительной и кровавой. «На Париж!» — подстегивают себя немцы. «На Берлин!» — восклицают французы.
Так начинается сложный, исполненный глубокого политического смысла, богатый по выявлению человеческих чувств рассказ об империалистической бойне, созданный Ю. Каравкиным и С. Гуровым в фильме «Великий.поворот» (1957). Опираясь на хроникальные съемки тех лет, авторы показывают, как война унизила людей, сгноила их в окопах, изгнала из обжитых домов, до предела измучила и надорвала их тела — но все же не сломила их духа. Человечество нашло из нее выход: он был в борьбе за свободу, в революции.
Продолжим описание этого эпизода. Он представляется нам выдающейся удачей кинопублицистики в решении одной из наиболее трудных для нее художественных задач — отображении в короткой сцене событий всемирно-исторического, эпохального значения.
... Поля Европы изрезаны траншеями. Медленно, тягуче тянутся будни войны. Вот детали ее.
Серое низкое небо. Хмурые, усталые солдаты едут на лошадях. Шлепают по грязи в окопах. Натягивают колючую проволоку. Копают ходы сообщений и братские могилы.
Стреляет пушка. Взрыв. Раненые. Их будет свыше двадцати миллионов, сообщает диктор. Снова выстрел. Убитые. Десять миллионов человек будет убито в этой войне.
Покидая разоренные города и села, бредут беженцы. Усталость, безнадежность, горе на их лицах. Следует широкое обобщение: беженцы идут по Франции и Бельгии, Польше и Галиции. На железных дорогах России не хватает поездов, чтобы перевозить их.
Проходит 1914-й, 1915-й, наступает 1916 год.
Цены на услуги seo продвижения kdmmarketing.ru.
Давай, скажи всё что ты думаеш!