Художественный синтез кадров

В фильме «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) Ю. Райзману нужно было впечатляюще показать мощь советского огневого вала, который обрушился на вражеские укрепления перед началом решающего штур­ма линии Маннергейма. Эта задача решается режиссером в сцене, созданной почти исключительно монтажными средствами.

Рассказав предварительно о стратегических планах нашего командования по штурму обороны врага, обрисо­вав преграды, которые должна была преодолеть Совет­ская Армия, Ю. Райзман обращается к накопленному фронтовыми кинооператорами материалу и создает на экране грозный образ артиллерийской атаки советского оружия. В динамичном сочетании быстро сменяющих друг друга кадров он показывает, как нарастает огне­вой шквал, как в бой вступают все новые и новые орудия, как ширится, нависает над противником сплошная стена разрывов. Взлетает к небу вздыбленная тяжелыми сна­рядами земля; рушатся стены бетонных дотов; стреми­тельно мелькают, оставляя огненный след, снаряды гвар­дейских минометов. Отдельные выстрелы орудий сли­ваются в сплошной гул. Позиция противника затягивается дымом. Кажется, что в этом огненном аду не может уце­леть ни одно живое существо...

Эта сцена построена на монтаже коротких (0,3— 0,7 метра) однозначных планов, которые легко «чи­таются» зрителем.

Столь же динамичен и впечатляющ монтаж эпизода артиллерийского штурма в фильме Ю. Райзмана «Бер­лин» (1945), создающий образную картину могучей очи­стительной грозы, разразившейся над столицей гитлеров­ской Германии. Принципиально теми же средствами соз­даны поэтические образы весны в Бухаре («Приезжайте к нам в Узбекистан»), Волги («Молодость великой ре­ки»), тайги («Шел геолог. ..»), ледяной Антарктиды («Ог­ни Мирного»). Все они решаются путем накап­ливания, нагнетания рисующих разные стороны од­ного и того же явления кадров: пробивается сквозь ле­дяную кромку первый весенний ручеек, шумит водопад в горах, сверкая под лучами уже горячего солнца, мчится бурный поток реки («Приезжайте к нам в Узбекистан»); метет поземка, свистит в антеннах ветер, заносит снег человеческое жилище («Огни Мирного»).

Накапливание отдельных схожих примет, деталей жизненного явления с целью создания его образного изо­бражения осуществляется в кинопублицистике далеко не всегда на основе и как бы «изнутри» одного факта, собы­тия, процесса. Нередко документалист, воплощая свой художественный замысел, прибегает к сопоставлению са- Щ мых различных фактов, различных явлений жизни. Так созданы, например, образ комсомольской палатки в «Счастье трудных дорог», олицетворяющий дерзания со­ветской молодежи, сцена в фильме «Весенний ветер над Веной», где люди разных национальностей и профессий, на разных языках говорят «нет» войне, и многие другие.

Приведем монтажную запись начала фильма «Так мы живем» (сценарий М. Садковича, режиссер В. Беляев, операторы Г. Асланов и Е. Мухин, 1959).

Далее следуют кадры санатория в Кисловодске и на­чинается рассказ о героях фильма.

Приведенный отрывок характерен для документально­го кино. Помимо удачного подбора кадров, раскрываю­щих тему весны в горах, в нем ясно чувствуется развитие ;и постепенное усложнение авторского замысла. Аппарат как бы совершает нисходящее движение: с покрытых сне-

гом вершин гор он спускается в долину, показывает раз­личные проявления весны и все ближе подводит нас к тому, чтобы от изображения природы перейти к рассказу о людях. В том же направлении, как мы видим, разви­вается и сопровождающий эти кадры текст диктора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!