
Характеристика человека
«Андреева. Александр Иванович, нужно будет заняться выбраковкой коров. Я вас попрошу, пожалуйста... Да, я забыла совсем вам сказать — здесь стали нарушать рацион кормления. Тоже надо будет за этим проследить.
Кузи н (вытянувшись, как солдат). Хорошо, Евгения Ивановна, этим вопросом я займусь и прослежу».
(«Хозяйка», 1959).
Синхронная запись человеческой речи играет в кинопублицистике исключительно важную роль. В отдельных случаях она является незаменимым средством углубленной психологической характеристики героя, помогающим с наибольшей яркостью и полнотой выявить его душевное состояние, индивидуальные особенности характера. В ней таятся всегда привлекающие нас возможности неожиданности, импровизации, создающие своеобразный «эффект присутствия» при творчестве человека. Но все это требует внимательнейшего изучения людей, точного выбора момента съемки, обстановки, в которой она происходит, а главное — неотработанности выступления, своего рода экспромта. И нечего бояться при этом возможной сбивчивости речи героя, его смущения перед объективом аппарата, заметной взволнованности и т. д. Все это только покажет, что съемка не была заранее отрепетирована, что зрители видят на экране естественное по
ведение человека. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить хотя бы записанный в свое время Дзигой Вертовым непритязательный, но удивительно эмоциональный рассказ девушки-бетонщицы, вошедший в фильм «Три песни о Ленине», или, скажем, репортаж Р. Кармена «Отчет Анны Масоновой» (1934), также очень ярко передавший характерный образ человека.
Диалоги из фильмов «У нефтяников Татарии» и «Хозяйка» не представляют интереса ни по своему содержанию, ни по передаче чувств. Они безлики по языку, ничего не обобщают, ничего, в сущности, не типизируют. Трудно усмотреть в этих беглых бытовых зарисовках и четкую индивидуальную характеристику людей.
Существует еще один обманчивый, но также, к сожалению, весьма распространенный способ «утепления» образа современника. Показывая его труд, его «общественное лицо» (примерно так, как об этом говорилось выше), документалист затрагивает также и его «личную» жизнь: рассказывает о семье, отдыхе и т. п. Своего рода «классическим» образцом здесь может служить фильм режиссера В. Бестаева «Доменщики Магнитки».
После беглого показа новаторов Магнитогорского комбината «на работе» авторы рисуют их «быт». Поводом для перехода к этим сценам служит фраза диктора: «На производстве у доменщиков общие интересы, а отдыхают они каждый по-своему». И далее зрители видят спортивный зал («среди них много любителей спорта»,— слышим мы на этом изображении), приусадебный сад мастера Бушуева, в котором доменщик проводит «почти все часы своего досуга», мастера Хабарова в местном музее, где «художник Усов показывает ему новые картины магнитогорских живописцев», мастера Фомина, для которого «лучший вид отдыха — решение сложнейшего кроссворда», инженера Креп ко горского на рыбалке и т.д. Заканчивается этот эпизод хоровым пением магнитогорских доменщиков. На кадрах поющего хора зрители слышат: «Здесь много наших знакомых»... — и опять следует перечисление фамилий.
По той же трафаретной схеме построены фильмы «Трижды орденоносный», «Идущие впереди», «Ижорцы», «Нефть идет в Сибирь», уже знакомый нам очерк «Магистраль в тайге» и многие другие. Многогранный показ человека, рассказ о различных сторонах его жизни от
нюдь не служит в них целям художественной типизации. Он воспринимается лишь как ширма, скрывающая авторскую беспомощность в обрисовке впечатляющего, подлинно художественного — хотя и созданного докуметаль- ными средствами — человеческого образа.
Давай, скажи всё что ты думаеш!