Характеристика человека

Художественный образ в современном кинематогра­фе— это прежде всего характер, тип, созданный акте­ром. На изображении противоборства характеров людей, преследующих различные жизненные цели, строится и драматургия актерского фильма.

Всего этого лишена кинопублицистика. Вместо само­раскрытия характера человека в актерской игре и дра­матическом конфликте мы находим в ней фиксацию, опи­сание, репортаж человеческих чувств — причем чувств подлинных, достоверных. Творческая фантазия докумен­талиста направлена на организацию фактов; его герои реально существуют сегодня или существовали вчера. Любая попытка навязать им несвойственное поведение приводит, как мы видели, к разрушению жизненной до­стоверности кадра, к нивелировке специфики документа- лизма.

Поэтому применительно к документальному кинема­тографу представляется более правильным говорить не об изображении, как в других искусствах, а о художест­венной характеристике человека.

При всех ограничениях и трудностях, с которыми встречается, решая эту проблему, кинопублицист, образ героя-современника занимает в его произведениях цент­ральное место.

«Когда я оглядываюсь на пройденный путь, то вспо­минаю, что чаще всего в моей жизни при работе над до­кументальными фильмами зрители указывали мне на не­

обходимость выразительного показа людей»1,— писал кинорежиссер Иорис Ивенс.

Но вот что наблюдается в целом ряде современных фильмов.

На кадрах стоящего у приборов стекловара Шинаева и общем плане заводского цеха диктор говорит: «Боль­шой опыт и природное чутье всегда помогали Алексею Борисовичу Шинаеву — и когда он был простым земле­копом и теперь, когда ему доверена главная стеклова­ренная печь страны» («Новый завод-автомат», 1959).

Идет заседание партийного бюро завода. Аппарат бегло фиксирует лица собравшихся. Следует дикторский текст: «Внедрение новой техники — в центре внимания партийной организации. Сегодня, например, обсуждается вопрос о фиксировании хода печей. Механик участка Дмитрий Степанович Гормаков предложил новую конст­рукцию грохота, которая обеспечит лучший отсев коксо­вой мелочи. Изобретение Гормакова получило полное одобрение» («Доменщики Магнитки», 1957).

Проектный институт. Крупным планом выделяется руководитель института инженер Мучник. На этом изо­бражении мы слышим: «Использовать воду для добычи угля предложил инженер Мучник. Ныне Владимир Се­менович Мучник возглавляет специальный институт «Гидроуголь» («Кузбасс сегодня», 1959).

Стандартно снятый кинопортрет — и краткая, не все­гда понятная техническая справка об изобретении нова­тора. .. Этого недостаточно даже для научно-популярного кино, где задача художественной типизации решается обычно гораздо более скромно, нежели в кинопублици­стике. И тем не менее «метод», положенный в основу при­веденных выше кадров, получил в ней самое широкое распространение.

Чувствуя очевидную неполноценность подобного пока­за людей, авторы некоторых фильмов пытаются «утеплить» повествование с помощью синхронных съемок. В резуль­тате на экране появляются такие, нацример, сцены.

Один нефтяник звонит другому. Следует разговор:

«— Алло! Павловку!.. Павловка? Буровую Гимазова дайте1 Буровая Гимазова? Здравствуй, Мугаллим! Как идут дела?

— Дела хорошие, бурение закончили, сейчас спуска­ем колонны. После заливки будем переезжать на новую буровую.

— Ну, как, «окна» у тебя не будет?

— Нет, Михаил, «окна» не будет, сейчас мы дейст­вуем по вашему примеру.

— Ну, счастливо!

— Будь здоров, Михаил!»

(«У нефтяников Татарии», 1959).

Или вот еще такая же надуманная, явно инсцениро­ванная сцена.

По коровнику проходят председатель колхоза Андре­ева и ее заместитель Кузин. Между ними происходит ни­жеследующий диалог:

Страницы: 1 2 3



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!