
Характеристика человека
Художественный образ в современном кинематографе— это прежде всего характер, тип, созданный актером. На изображении противоборства характеров людей, преследующих различные жизненные цели, строится и драматургия актерского фильма.
Всего этого лишена кинопублицистика. Вместо самораскрытия характера человека в актерской игре и драматическом конфликте мы находим в ней фиксацию, описание, репортаж человеческих чувств — причем чувств подлинных, достоверных. Творческая фантазия документалиста направлена на организацию фактов; его герои реально существуют сегодня или существовали вчера. Любая попытка навязать им несвойственное поведение приводит, как мы видели, к разрушению жизненной достоверности кадра, к нивелировке специфики документа- лизма.
Поэтому применительно к документальному кинематографу представляется более правильным говорить не об изображении, как в других искусствах, а о художественной характеристике человека.
При всех ограничениях и трудностях, с которыми встречается, решая эту проблему, кинопублицист, образ героя-современника занимает в его произведениях центральное место.
«Когда я оглядываюсь на пройденный путь, то вспоминаю, что чаще всего в моей жизни при работе над документальными фильмами зрители указывали мне на не
обходимость выразительного показа людей»1,— писал кинорежиссер Иорис Ивенс.
Но вот что наблюдается в целом ряде современных фильмов.
На кадрах стоящего у приборов стекловара Шинаева и общем плане заводского цеха диктор говорит: «Большой опыт и природное чутье всегда помогали Алексею Борисовичу Шинаеву — и когда он был простым землекопом и теперь, когда ему доверена главная стекловаренная печь страны» («Новый завод-автомат», 1959).
Идет заседание партийного бюро завода. Аппарат бегло фиксирует лица собравшихся. Следует дикторский текст: «Внедрение новой техники — в центре внимания партийной организации. Сегодня, например, обсуждается вопрос о фиксировании хода печей. Механик участка Дмитрий Степанович Гормаков предложил новую конструкцию грохота, которая обеспечит лучший отсев коксовой мелочи. Изобретение Гормакова получило полное одобрение» («Доменщики Магнитки», 1957).
Проектный институт. Крупным планом выделяется руководитель института инженер Мучник. На этом изображении мы слышим: «Использовать воду для добычи угля предложил инженер Мучник. Ныне Владимир Семенович Мучник возглавляет специальный институт «Гидроуголь» («Кузбасс сегодня», 1959).
Стандартно снятый кинопортрет — и краткая, не всегда понятная техническая справка об изобретении новатора. .. Этого недостаточно даже для научно-популярного кино, где задача художественной типизации решается обычно гораздо более скромно, нежели в кинопублицистике. И тем не менее «метод», положенный в основу приведенных выше кадров, получил в ней самое широкое распространение.
Чувствуя очевидную неполноценность подобного показа людей, авторы некоторых фильмов пытаются «утеплить» повествование с помощью синхронных съемок. В результате на экране появляются такие, нацример, сцены.
Один нефтяник звонит другому. Следует разговор:
«— Алло! Павловку!.. Павловка? Буровую Гимазова дайте1 Буровая Гимазова? Здравствуй, Мугаллим! Как идут дела?
— Дела хорошие, бурение закончили, сейчас спускаем колонны. После заливки будем переезжать на новую буровую.
— Ну, как, «окна» у тебя не будет?
— Нет, Михаил, «окна» не будет, сейчас мы действуем по вашему примеру.
— Ну, счастливо!
— Будь здоров, Михаил!»
(«У нефтяников Татарии», 1959).
Или вот еще такая же надуманная, явно инсценированная сцена.
По коровнику проходят председатель колхоза Андреева и ее заместитель Кузин. Между ними происходит нижеследующий диалог:
Давай, скажи всё что ты думаеш!