
Внутренний монолог
В дальнейшем связи звучащего слова — комментария диктора с изобразительным рядом публицистической картины укреплялись, становились более целостными и органичными. Документальное кино, как и актерское, постепенно вырабатывало свою новую эстетику, превращалось в подлинно звуковое. При этом, как и в игровом кинематографе, слово не обедняло эстетическое содержание изображения, не ограничивало возможности монтажа, а, наоборот, как правило, направляло по новым путям, развивало и обогащало их. Сложная синтетическая природа искусства кинематографа все больше и больше проникает во все его ответвления, охватывает все его виды. К концу 40-х годов она завоевывает, наконец, и область непосредственной фиксации жизни — документальное кино.
Киноочерки «На родине», «Они нз Каунаса», «Мои друзья» и некоторые другие произведения последних лет вписали новую страницу в этот процесс. Связи дикторского комментария и изображения, внутренней жизни образа и монтажа, слова и поведения героя становятся в них еще более органичными, художественно совершенными. В этих фильмах с особой яркостью обнаруживается то, что мы, пожалуй, больше всего ценим в художественном творчестве, без чего нет и самого искусства: раскрытие психологического состояния, мыслей, чувств, переживания человека. Картины В. Старошаса и Л. Браславского глубоко содержательны, партийны и вместе с тем драматичны, исполнены лиричности, теп
лоты, большого чувства. Как и в других лучших произведениях советских и зарубежных документалистов, в них формируется и утверждается современный жанр поэтического кино, и в частности одно из интереснейших ответвлений его — психологическая драма, имеющая, несомненно, большое будущее в кинопублицистике.
И, наконец, говоря о художественной характеристике человека в документальном кино, необходимо упомянуть о той роли, какую может играть в этом музыка.
Выше мы уже затрагивали эту проблему. Отмечалось, например, значение музыки как активного эмоционального фона действия в кадрах уходящих на фронт ленинградских рабочих («Ленинград», двенадцатый этюд Скрябина), на заключительной панораме «Повести о нефтяниках Каспия» («Песня нефтяников моря», исполняемая Рашидом Бейбутовым), в первой части фильма «Испания» (мотивы народных песен). Органично вплетено развитие музыкальных тем в изобразительный ряд таких картин, как «Песня великих рек» и «Сена встречает Париж» Йориса Ивенса, «Ночная почта» Бэзиля Райта и Гарри Уотта. Помимо эмоциональной характеристики атмосферы кинорассказа музыка выполняет здесь еще и многие другие драматические функции: влияет на изобразительное решение сцен, подчеркивает (или даже определяет) ритм монтажа и т. д.
С особой четкостью драматургическую роль музыки как средства образной характеристики героя можно проследить на примере короткометражного польского фильма «Музыканты» (режиссер Казимир Карабаш, оператор С. Недбальский, 1960).
Содержание этого произведения несложно. Группа рабочих трамвайного парка, больших любителей музыки, организовала самодеятельный оркестр. Вечерами они собираются на репетиции. Одну из таких репетиций — вначале неудачную, а затем переходящую в блестящий симфонический концерт — мы видим в фильме. Больше в нем, собственно, ничего и не происходит.
Режиссер и оператор «Музыкантов» снимают выразительные крупные планы рабочих, показывают их руки, отдельные детали инструментов. В эпизоде исполнения симфонии исключительно точный монтаж объединяет подобные кадры в стройную, впечатляющую картину. Мы
Давай, скажи всё что ты думаеш!