Внутренний монолог

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Мелькают кадры мчащегося поезда, автомашины на проселочной дороге — и вот поле, широкий степной про­стор. Багдонас поднимается на холм, останавливается, оглядывается вокруг. Из слов авторов зрители узнаюг, что после окончания университета он, следуя призыву партии, поехал в деревню, чтобы возглавить отстающий колхоз.

«Но что бы он мог сделать один, без^ верных дру­зей?»— говорит диктор. И только теперь, как бы продол­

жая эту мысль, появляются вступительные надписи кар­тины.

Друзья Багдонаса— это выпускники одной из сред­них школ Литвы. Они также решили уехать на постоян­ную работу в деревню, своим трудом, настойчивостью, упорством завоевали глубокое уважение крестьян и по­могли молодому председателю во всех его начинаниях по подъему общественного хозяйства. В фильме расска­зывается, как эти вчерашние школьники одни, без чьей- либо помощи, преодолевая усталось, в напряженные дни осенней страды убрали большое поле льна, как горячо откликнулись они на предложение Багдонаса по­строить новую дорогу, как помогали создать в колхозе музей.

Весь киноочерк (за исключением приведенных выше вступительных кадров и заключительной фразы диктора) строится на внутреннем монологе героя — председателя колхоза Багдонаса. Повествующий от лица Багдонаса диктор передает его раздумья, сомнения, радости и огор­чения. Вот он только что приехал в колхоз, вышел в по­ле. В медлительной панораме киноаппарата, как бы сле­дующей за его взглядом, проходят волнуемые ветром посевы. «Земля здесь была такой же, как в соседних колхозах,— слышим мы его мысли.— И так же рождала все, что издавна сеяли в этих краях. Но почему в сосед­них колхозах кипела жизнь, начиналась уборка, а здесь, когда я приехал, лишь ветер гулял по полям? ..» На кад­рах беседы Багдонаса со школьниками диктор, раскры­вая его напряженное внутреннее состояние, произносит: «Какие чувства рождали у них мои слова?.. Сомнение, боязнь? Нет, в их сердцах должна жить мечта о подви­гах. Но, может быть, им кажется, что там, в деревне, бу­дет легко?.. Труд, простой, нелегкий труд, который соз­дает все богатства земли,— вот что я обещал им...».

И так мы следим за переживаниями героя на протя­жении всего фильма.

В этом постоянном стремлении к углубленной психо­логизации образа, к последовательному и непрерыв­ному отображению динамичного процесса внутренней жизни человеческой личности через богатый оттенками, подтекстом, настроением комментарий диктора, нераз­рывно связанный со столь же эмоциональным, психологи­чески насыщенным изображением, и проявилось то но­

вое, что отличает творческое содружество В. Старошаса и Л. Браславского.

В отличие от актерского кинематографа, где звук сра­зу же вызвал огромный художественный переворот, пе­рестройку всего комплекса изобразительно-выразитель­ных средств, документальный фильм, уже получив зву­чащее слово, длительное время по своей эстетической сути оставался «немым». Изредка появляющиеся в нем синхронные съемки принципиально не меняли дела. Мон­таж его был лишь очень относительно связан с реальной длительностью человеческой речи; действие строилось целиком по законам эстетики немого кино. Звучащий дикторский комментарий стал, несомненно, более содер­жательным и подвижным по сравнению с надписью, од­нако, в сущности, выполнял те же функции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!