Внутренний монолог
Итак, образ героя в документальном кино складывается на основе одного или нескольких последовательно зафиксированных аппаратом поступков, душевных движений, чувств, эмоций людей, соответственно осмысленных в монтаже и комментарии диктора.
Монтаж документального фильма эластичен, обладает огромными возможностями обобщения. Художественная типизация осуществляется в нем многопланово, широко.
Но во всем этом нет той привычной нам непрерывности изображения жизненного процесса, которую дает, в частности, драматургия актерского кино. Как метко заметил Ивенс, действие документального фильма развивается «подобно короткому замыканию в электрической сети — скачкообразно, минуя многие промежуточные фазы»1. Мы не столько воочию видим, сколько угадываем психологические изменения в характере человека; не .столько наглядно замечаем, сколько домысливаем совершенствование его нравственного облика, формирование его чувств. В отличие от игрового кинематографа, где движущей пружиной сюжета обычно являются идущие «из нутра» поступки и переживания персонажей, кинопублицистика подходит к изображению действительности как бы со стороны, внешне в форме наблюдения над жизнью.
И вот в преодоление этой ограниченности средств документализма в области художественной характеристики человека в нем еще в 30-е годы зародилась, а ныне успешно развивается тенденция более углубленного, а главное — последовательного раскрытия духовной жизни героя. Она выражается главным образом через посредство закадровой речи, своего рода внутреннего монолога, который звучит от его имени в тексте диктора.
... Медленно ступают снятые крупным планом ноги. По улице неторопливо, останавливаясь, задумываясь о чем-то, проходит пожилой мужчина. Слышен размеренный, негромкий голос:
«Каждый раз, когда я бываю здесь, я вспоминаю эти годы... своих товарищей по комсомольскому подполью... их верность... их благородное мужество... когда наш Каунас был захвачен врагом... Но он не покорился, наш город...».
Так необычно, смело начинается фильм литовского режиссера и оператора В. Старошаса «Они из Каунаса» (сценарий и текст Л. Браславского, 1959). Эта картина является одной из первых совместных работ небольшого, но ярко одаренного коллектива молодых документалистов, в творчестве которых указанная выше тенденция проявилась с наибольшей художественной силой.
Построение дикторского комментария от первого лица само по себе не ново в нашей кинематографии. Попытки создания образных конструкций такого рода мы находим еще у Вертова. В годы Великой Отечественной войны этот прием с особой пушщцистинеской страстностью прозвучал в документальных фильмах А. Довженко (вспомним, например, знакомые нам эпизоды смерти Григория Рудика и «братская могила» из «Битвы за нашу Советскую Украину»). В послевоенный период он также использован в целом ряде публицистических произведений: «В нашем городе», «Быль каспийская», «Путь новой жизни», «Так мы живем», «Мы верхолазы», «Незабываемые годы» и т. д.
Однако все это было в значительной мере случайно, а главное — не раскрывало многообразных возможностей этого новаторского художественного средства.
В фильмах А. Довженко при всей силе публицистического накала чувств авторская речь в названных эпи
Давай, скажи всё что ты думаеш!