Влечение к прекрасному

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Влечение (любовь — брахи) к прекрасному вызывает в душе изумление, которое при большой напряженности, полном поглощении всех чувств проявлениями прекрасного и слабом контролировании души интеллектом переходит в некое шоковое состояние— беспамятство (мерча), забытье (лупа) и т. д. Воспринимающий как бы растворяется в прекрасном, утрачивая свою личность:

«И словно бы растворились (или исчезли — ленъяп) их (слушателей.— В. Б.) чувства в тех звуках, ибо ослабели они, внимая тому разнообразию, и пришли в изумление».

«И служанка, посланная царевной, впала в забытье (лупа), ибо услышала те звуки и увидала многоразличные зрелища».

Такое воздействие прекрасного делает его крайне опасным для тех, кто не способен его подчинить, контролировать, ввести в определенные берега. Мы уже видели, как описывается эта опасность в суфийских текстах. В классических повестях присутствует специальный мотив эстетического подвига — победы над прекрасным, не уступающего по значению подвигам на поприщах брани и любви. В «Повести об Индрапутре», например, герой одолевает чары прекрасно звучащей алмазной горы:

«По прошествии недолгого времени алмазная гора зазвучала, подобно „грустящему бамбуку" (эолова арфа.—Б. Б.), и несказанно прекрасны были ее звуки. И Индрапутра остановился на миг, после же опамятовался и поспешил прочь. Всякий другой же, несомненно, остался бы на горе, зачарованный ее звучанием».

Еще более выразительно противопоставление Индрапутры одному из таких «других», неспособному одолеть могущества прекрасного, в эпизоде о царевне Чандре Леле Hyp Леле, укрытой отцом в высоком тереме, обведенном рвами, через которые были перекинуты неприметные стеклянные мосты. Попугай и майна, развлекающие царевну в ее одиночестве, хотят отыскать ей жениха. Попугай летит к царевичу, любителю волшебных повестей, и рассказывает ему о красоте своей госпожи. Царевич, охваченный страстью, устремляется к терему. С трудом, испуская стоны и осмеянный рыбами, он находит мост, перебирается через рвы и начинает подниматься по лестнице, золотые ступени которой перемежаются мечами.

«(В это время царевна улыбнулась и выглянула из терема. Царевич же взглянул наверх, и они с царевной Чандрой Лелой Hyp Лелой увидели друг друга. И чувства царевича словно бы растворились в море любви, ибо несказанно прекрасна (элок) была царевна, ноги его соскользнули с золотой ступени, он упал на меч и, рассеченный надвое, испустил дух».

Так гибнут тридцать девять царевичей. Наконец, к царевне от-правляется Индрапутра. Он сразу же обнаруживает силу разума, догадавшись, как найти прозрачный стеклянный мост («там, где вода не колышется, верно, и есть мост»), подойдя же к терему, вторично проявляет сообразительность — молнией взлетает по ступеням и лишь затем поднимает глаза на царевну:

«И Индрапутра изумился небывалой красоте лица царевны, сверкающего и сияющего, так что невозможно было взглянуть на него в упор. И Индрапутра на мгновение лишился чувств (мерна). Тогда царевна взяла розовой воды и брызнула в лицо Индрапутре и изумилась при виде его облика. Индрапутра же пришел в себя и поднялся».

 



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!