Указания на успокаивающую функцию литературы

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Наконец, составленное «знающим и вежественным» (ариф бид-жаксана) автором прекрасное (индах) произведение способно оказывать успокаивающее, целительное воздействие (менглипур) на душу также «знающего и вежественного» читателя, охваченную страстной любовью или подавленную тоской и другими чрезмерными аффектами, что и является его важнейшей функцией в малайской классической литературе.

Указания на успокаивающую, целительную функцию литературы встречаются в произведениях самых различных жанров с большей или меньшей мусульманской окраской.

В яванских по происхождению повестях о Панджи, например в «Повести о Чекеле Ваненг Пати»:

«Это — повествование людей прежних времен, излагаемое по-малайски и по-явански, поведал даланг и поэт, наделенный высшим искусством в слагании стихов. Переложили же его на малайский язык, дабы, ставшее ваянговой повестью, оно послужило утешителем (пенгхибур) в любовных муках. Но как же проходят смятение души и неисчислимые любовные муки? Об этом-то и рассказывает даланг, дабы наделить средством, угашающим пожар души, объятой страстью, и длит свою повесть, дабы продолжились песни, кидунги и какавины, предназначенные для всех тех знающих и вежественных (ариф би-джаксана), кто лишь в глубинах души проявляет свою влюбленность. Ведь, выскажи они сокрытое в душе, это не принесло бы им блага. Для этого сочинили «сию повесть...».

В «Повести о победоносных Пандавах»:

«Ей же (т.е. повести.— В. Б.) предшествует несколько несказанно прекрасных (индах) историй из числа тех удивительных и крайне диковинных, что содержатся в пьесах ваянга, которые вызовут влечение (брахи) у всех читающих либо слушающих их, и возродят души тех, кто одержим страстной любовью. Однако истории эти — лишь повествования, развлекающие душу (пенгхибур хати), ибо строй их несовершенен».

В «Повести об Исме Ятиме» с ее характерной мусульманской учительной тенденцией, где именно способность радовать души, пребывающие в подавленности, называется основным признаком жанра хикаят:

«Четвертый же вид заключается в том, что, если услышат ее люди, пребывающие в подавленности, возрадуются их души, потому и называется она — повесть».

 



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!