
Теоретическая и практическая работа кинолаборатории
Упражняясь строить свою работу закономерно в пространстве и во времени, натурщики кинолаборатории совершенно точно знают каждую долю своего времени, жест и его пространственное положение и длительность. В их работе нет ничего случайного, любой момент рассчитан, учтен, выучен и сознательно исполнен. Естественно, что такая работа делает их технически высококачественным живым материалом. Упражняясь строить отдельные этюды и отрывки, натурщики столкнулись с возможностями по-разному строить отрывок в целом, придавать ему разные характеры, неодинаково распределять составляющие общее целое моменты. Различные степени талантливости, сообразительности, находчивости и остроумия создавали в работе известные градации, несоответствие, неравноценность. Необходимо было так вскрыть сущность киноработы натурщика, чтобы построение им отрывка было наиболее интересно и значительно. В особенности это важно для самостоятельной работы. Вообще же лаборатория предполагает, что в кинокартинах ее натурщики будут технически совершенно выполнять построения режиссера, единственного человека, ответственного за картину. Но помимо натурщиков это необычайно важно для режиссера — он должен знать способы общего построения действия, все составляющие его элементы и распределение их. Таким образом, его работа будет лишена режиссерского произвола и любительски «художественного» — «хочу», и то, что у одних будет достигнуто способностью и талантом, у других будет достигнуто знанием грамматики и синтаксиса кинематографического действия. Человеческое тело, как всякий живой организм, имеет стремление увеличивать свою площадь в некоторых случаях жизненного процесса, а в некоторых уменьшать ее, то есть обладает способностью свертывания и развертывания. Общую линию свертывания и развертывания, хотя бы она происходила с нарушениями в движении, легко уследить и обратно легко построить. Человек может подниматься и опускаться по отношению к той поверхности, на которой он работает, он может занимать ударные и неударные положения, наконец, его тело и весь процесс движения происходит в различных сменах разных напряжений. В нем может быть избыток сил и упадок их, которые по-разному отразятся на характере жеста. Наконец, натурщик должен знать психологическое и физиологическое значение движения и распределять гармонически длительности. И вот, учтя все эти моменты, возможно выразительнее их распределяя на режиссерской партитуре своей работы, натурщик или режиссер добьется того, что подобным способом построенное действие всегда будет гораздо значительней, лучше и доброкачественней, чем действие, построенное халтурно — по наитию1 . Конечно, все технические моменты должны быть настолько хорошо изучены, органически приняты и прожиты, что при процессе настоящей работы они учитываются подсознательно, так же как грамматика — грамотный человек не думает о ней, когда пишет.
Давай, скажи всё что ты думаеш!