Теоретическая и практическая работа кинолаборатории
Доброкачественное производство кинематографических картин требует изучения всех моментов работы. Должны быть учтены различные впечатляемости фильм, техника работы натурщика (актера), освещение, самостоятельное значение света, фотографирование, печать, эксплуатация фильмы, выгодность и необходимость того или другого репертуара. Все элементы кинопроизводства и эксплуатации должны быть хорошим производственным коллективом учтены и изучены в совершенстве.
Кинематографическая картина показывается на экране-четырехугольнике, имеющем всегда одно и то же отношение сторон, то есть она протекает в пространстве, всегда определенном, одном и том же. Картина имеет и длительность, распределяется во времени, при нормальной проекции эта длительность всегда одна и та же: демонстрация одного метра фильмы занимает некое постоянное время. Следовательно, работа всего заснятого на фильму протекает во времени и пространстве, в строго распределенном времени и пространстве, поддающемся изучению. Если мы установим и изучим способы наиболее ясного, наиболее четкого и выразительного распределения движения и положений людей и вещей на экране — натуры, то, естественно, впечатление от картины у смотрящей ее публики будет особо хорошим. Начнем разбирать построение картины, идя от общего: прежде всего картина есть соединение, композиция, чередование отдельных смен, кусков, из которых она составлена,— кадров. Это чередование, технически называемое монтажом, есть самое главное, самое существенное в общей конструкции киноленты. Монтаж — средство преодоления киноматериала, способ его организации и способ овладевания зрителем — организации его чувств, его впечатлений. Монтаж отличает кинематограф от театра, он спасает его от скучной роли: живой фотографии. Как бы хорошо ни была снята отдельная сцена, отдельный кусок, все равно он будет являться живой фотографией натуры, в худшем случае хаотической, в лучшем — организованной. Только монтаж соединяет наш разрозненный материал в целое кинопроизведение — в картину, только монтаж создает «кинематографическое» впечатление от фильмы. Чем длиннее отдельные сцены, тем монтаж менее впечатляет, менее чувствуется. Следовательно, длина отдельных кадров должна быть такой, чтобы за ней не скрывалась, не ускользала монтажная линия. Чередование разных «планов», разных способов съемки деталей действия, чередование различных точек зрения съемки путем монтажа особо усваивается зрителем, и он как бы берется режиссером на руки и с быстротой молнии переносится с одного явления на другое, все видит своими глазами, а иногда и глазами натурщика (актера) и, управляемый режиссерской рукой, принимает непосредственное участие в реально воспринимаемом им кинодействии. В плане монтажа установлены и изучены следующие основные пункты и положения:
1. Способы построения движений в кадре таким образом, чтобы единая линия, единое направление его не разрушалось быстрыми сменами отдельных кусков. Это было очень важно изучить, чтобы избегнуть утомляющего глаза зрителя мигания, ранее неизбежного в быстро смонтированных (по-американски) картинах.
2. Разработаны все возможности преодоления монтажом театрального единства времени и места действия, способы съемок конкретно выраженных кусков движения без всего лишнего, загромождающего внимание зрителя, и соединение этих конкретно выраженных кусков в гармонической и выразительной последовательности.
3. Разработаны все возможности управления зрителем, перенесение его на разные точки зрения и введение его как бы непосредственно в само кинодействие (съемки с точки зрения действующих лиц).
Давай, скажи всё что ты думаеш!