Сравнение ЧВП и MP

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Еще Р. О. Уинстедт указал на стилистическое сходство MP и ЧВП и отметил влияние ЧВП на MP. Затрудняет исследование этого влияния «рассеянность» многих мотивов, близких к ЧВП, по тексту MP. Кроме того, мотивы, входящие в ЧВП в сферу действия одного героя, распределяются в MP между несколькими персонажами, иногда же, напротив, в MP наблюдается контаминация мотивов, связанных в ЧВП с различными действующими лицами.

Сравнение ЧВП и MP позволяет установить не менее двенадцати мотивов, совпадающих в обоих сочинениях. Разумеется, сам факт сходства некоторых из них еще не доказывает зависимости хроники от повести, так как сопоставляемые мотивы встречаются в ряде сказаний о Панджи. Тем не менее конфигурация тлавы IX MP, создающаяся такими мотивами, как: исходный «мнимо низкий» статус героя, выброшенного на доске на берег и «оживленного» «низким» персонажем; выбор царевной героя в мужья; обращенный мотив плавания в Танджунг Пуру и брака с дочерью ее правителя (в MP встречается и прямой вариант этого мотива!) намеки на рождение сына Чандры Кираны в Гагеланге— указывает на влияние ЧВП или, что более вероятно, какого-то в основном сходного с ЧВП варианта прототипа как самого этого произведения, так и близких к нему сказаний о Панджи (например, малайской «Повести о Найе Кесуме», среднеяванского «Малата» и др.).

Сопоставление ЧВП и «Повести о Найе Кесуме» позволяет выдвинуть еще одно предположение о характере этого варианта. 6 обоих произведениях представлены сходные мотивы нападения на правителя, при дворе которого неузнанным живет Раден Ину, могущественного противника; усыновления Радена Ину напуганным этой угрозой правителем; победы Ину над противником и женитьбы на дочери правителя. В ЧВП описанные события происходят в Гагеланге, и Раден Ину женится на дочери государя Гагеланга, в «Повести о Найе Кесуме» — в Маджапахите, и женой Радена Ину становится маджапахитская царевна Деви Кесума. Упоминание Деви Кесумы и Маджапахита в MP, возможно, указывает на то, что «маджапахитский эпизод», будучи смоделирован но образцу «гагелангского», представление о котором дает ЧВП, существовал в сказании о Панджи, повлиявшем на MP. Такое дублирование сходных сюжетных конструкций, придающее многоходовой характер сказаниям о Панджи, весьма типично для них.

В случае, если данное предположение верно, «маджапахитский эпизод» должен был помещаться между повествованиями о жизни Радена Ину в Дахе и его пребыванием в Гагеланге, что и имеет место в «Повести о Найе Кесуме». Кроме того, в этом случае в повлиявшем на MP сказании должен был отсутствовать специфичный для ЧВП запрет на брак Ину с какой-либо царевной.до его женитьбы на Чандре Киране. Этот запрет отсутствует как Б «Повести о Найе Кесуме», так и в близком к ЧВП «Малате».

В начальной части ЧВП, посвященной событиям до ухода Чандры Кираны из Дахи по настоянию божества Батары Калы, обнаруживается наибольшее число параллелей к гл. IX MP. Именно это обстоятельство в первую очередь позволяет определить тип сказания о Панджи, повлиявшего на MP. Сравнение различных сочинений о Панджи показывает, что они могут быть отнесены к нескольким типам в зависимости главным образом от своей начальной части.

Один из этих типов включает произведения, где Панджи после какой-либо беды предстает в качестве «низкого» персонажа, поступающего на службу к какому-либо государю и заслуживающего любовь его дочери (обычно Чандры Кираны), другой — повести, в которых он сразу же выступает как «высокий» герой, силой оружия добывающий жен. «Псевдосказание о Панджи» из MP относится к первому типу. Не углубляясь в дискуссии о том, какой из двух типов следует считать изначальным (влияние повести первого типа на версию У «Малайских родословий» само по себе свидетельствует о его относительной древности), можно отметить, что наиболее ранние из сказаний о Панджи, сохранившиеся-на Бали на среднеяванском языке,— «Вангбанг Видейя», «Васенг Сари», «Малат», можна полагать, демонстрируют традицию о Панджи, сходную с той, которая была знакома автору MP.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!