Совершенствование души

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

В «Повести о Шахе Мардане» дается несколько иной список «польз», хотя число их остается тем же (четыре «пользы» упоминаются и в «Короне царей»):

«Тот, кто станет слушать или читать эту повесть, получит от нее пользу (фаэдах) и наставления, почерпнутые из хадисов и „знамений" (т. е. Корана.—Б. Б.), и она обладает также четырьмя достоинствами (эмпат перкара). Если будет использована она на пути богопознания, то имя достоинству ее — духовное совершенство, если в связи с установлениями раджей, то имя ему — совершенство правления; если будет использована при истолковании закона главы нашего пророка Мухаммада — Благословение ему и мир!—то имя ему — шариат, если же — в: утехах, которым предаются молодые, то имя ему — совершенство мужей».

В «Короне царей», претендующей на изъяснение «нрава раджей, везирей, военачальников и простых подданных, а также дел правления и того, что связано с ними... с тем чтобы от чтения ее люди получали пользу (манфаат), а от следования ее словам — сан» (, «пользы» обретают и некую социальную определенность, изменяясь в зависимости от того, читает ли книгу правитель, вельможа или простолюдин.

Приведенные фрагменты свидетельствуют о том, что под «пользой» имеется в виду скрытый в глубинной структуре произведения дидактический аспект его содержания, на котором и должен сосредоточиться читатель. Проникновение в эту глубинную структуру сулит различные блага интеллектуального и поведенческого характера, в том числе и совершенствование речевого поведения.

Таким образом, «польза» соотносится с иерархически высшими психологическими концептами — разумом (в его теоретическом и практическом аспектах, особенно с последним) и духовным сердцем (богопознание, ведущее к духовному совершенству). Совершенствование души («познания в утехах молодых», «утешение»), связанное с понятием «прекрасное», неизменно занимает в подобных перечнях последнее место. Воздействие красоты на душу само по себе рассматривается в них как «польза» низшего порядка либо вообще как противоположность «пользы». Более достойный статус красота обретает, лишь соединяясь с «пользами» высших иерархических уровней, становясь их планом выражения.

 



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!