Содержание предисловий может как угодно редуцироваться
Объемы предисловий к прозаическим памятникам также крайне разнообразны (от нескольких страниц до нескольких строк). В них после обращения к Творцу и Пророку, к которым автор прибегает за помощью, указывается на достоинства сочинения, формулируются его полезные свойства и описывается воздействие на «читающего или слушающего.
Уже из этих описаний видно, что в предисловиях к поэтическим сочинениям подробнее описан процесс создания текста, а в предисловиях к сочинениям прозаическим — процесс его восприятия.
Во многих предисловиях к прозаическим текстам мы сталкиваемся с предельным случаем редукции до двучленной арабской формулы: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! К Нему прибегаем, ( возвышеннейшее (т. е. в данном случае — совершенное произведение.— В. Б.)—благодаря Аллаху». При этом, однако, смысловое ядро сообщаемого не меняется и не становится менее очевидным. Анализ предисловий показывает, что в них нашла выражение концепция Творения (а точнее, Творения через посредника — человека) завершенной схоластической системы позднего ислама, пронизанной суфизмом. Эта система сложилась на основе трудов в первую очередь Ибн Сины, аль-Газали, Ибн аль-Араби (если называть только самые важные имена) и обладала настолько разработанным терминологическим аппаратом, что обычно каждый из ее терминов, находясь в необходимой связи с остальными, ясно указывал на другие даже при их отсутствии в том или ином тексте.
Мусульманская концепция Творения через человека (довольно условно ее можно назвать концепцией творчества) выступала как теоретическая основа и парадигма для всех форм деятельности, в том числе и деятельности литературной. Никакого особого общего учения о создании литературных произведений не существовало, и специфика теории словесности обусловливалась лишь особенностями вербального материала, с которым работал писатель. Именно поэтому интерпретация содержания предисловий невозможна без хотя бы краткого изложения концепции Творения.
Всякое творение представляет собой процесс выведения вещи из ее потенциального бытия в каком-либо субстрате и придания ей актуального (внешнего) бытия. Эта актуализация бытия вещи, т. е. возникновения ее как таковой, возможна только благодаря действию некоторого активного начала, например формы создаваемой вещи, рассматривавшейся как самостоятельная сущность, воздействующая на материю, в которой создаваемая вещь присутствует лишь потенциально. Для объяснения описанного процесса часто прибегают к такому примеру: активное начало подобно свету, потенциальное бытие — способности глаза видеть, которую он сохраняет в темноте, актуальное бытие — актуальному видению глазом при свете.
Активным началом всякого созидания является в конечном счете Аллах — «Свет светов». Творение, осуществляемое Аллахом, понимается как нисхождение его Духа, отождествляемого со светом, по ступеням, которые представляют собой как бы систему зеркал, отражающих и передающих этот свет далее, во тьму мира потенциальности.
Творение осуществляется как бы в два этапа. Первый — Творение в божественном Сознании, объемлющем пребывающие в состоянии нерасчлененной потенциальности идеи всех вещей, точнее, выдвижение идеи данной вещи из логически предшествующего синтетического единства, вычленение данной идеи из совокупности других. Второй (следующий за произнесением созидающего слова — «Будь!») — нисхождение идеи вещи в мир материи и обретение вещью актуального бытия, т. е. собственно Творение. На первом этапе идея (внутренняя духовная сущность вещи) — актуальна, ее внешнее телесное воплощение потенциально; на втором — внешнее телесное воплощение актуально, внутренняя духовная сущность вещи — потенциальна.
Запостить комент
Давай, скажи всё что ты думаеш!