Сценарий

Мы привели столь длинную цитату исключительно для того, чтобы дать возможность ясно почувствовать стиль и дух некоторых наших киносценариев, в полной мере ощутить их «художественную атмосферу». Позволим себе задать такой вопрос: появляется ли при чтении этого от­рывка хоть малейшее сомнение в том, что он предназна­чен для игрового кинематографа, что сцена эта будет воспроизведена перед аппаратом актерами? По всей вероятности, такого сомнения ни у кого не возникает. А ведь Е. Кригер ориентировал свой сценарий для съемки в документальном кино.

И последний пример.

Вот как записан в сценарии Б. Добродеева один из эпизодов киноочерка «Студенты» (режиссер JI. Данилов, 1958).

«Мы на студенческой кухне, в общежитии. Высокий широкоплечий парень, ловко орудуя сковородкой, поджаривает что-то на газовой пли­

те. Попробовал, остался доволен. На соседней газовой конфорке кипит чайник.

В углу кухни, у гладильной доски,— другой студент. Он приводит в порядок свои брюки, тща­тельно утюжит складку. Снял брюки с доски, примерил.

Врывается в кухню девушка, восторженно кричит:

—       Мальчики! Ура! Достала на венский ба­лет! Простояла шесть часов... Есть лишний. Кто пойдет?

Студенты мрачно переглянулись. Тот, что гла­дил брюки, извлек из кармана монету. Подкинул, поймал на лету. Открыл кулак. Разочарованно:

—       Твой...

Студент-«повар», выигравший билет, востор­женно:

—- Ирочка! Пошли! Угощаю!

Галантно предложил руку девушке и, торже­ственно неся в другой руке шипящую сковород­ку, удалился»1.

Дальнейшие комментарии ко всему этому, пожалуй, излишни...

Несколько слов о языке сценария, о формах образно­го «подсказа», дающегося в нем съемочной группе фильма.

Можно, например, писать сценарий документального фильма так:

«А потом хозяева ведут нас в совхозный сад. Это первый плодовый сад на Алтае. Он раскинул­ся на восьмидесяти двух гектарах»2 и т. д.

Мы привели отрывок из сценария фильма «С киноаппа­ратом по тайге и тундре» (авторы В. Ешурин и А. Марь­ямов). Здесь все изложено последовательно, ясно: мож­но брать аппарат и снимать. Но, вероятно, все же это — далеко не лучший способ литературной организа­ции киноматериала. Запись такого рода слишком лако­нична, суха. Она в точности повторяет так называемый

«технический сценарий» кинематографа 20-х годов, со­стоявший, как известно, из простого перечисления съе­мочных объектов, лишенного какой бы то ни было лите­ратурной образности. Современный уровень развития ис­кусства кино выдвигает перед кинопублицистом более серьезные требования. Главное из них — авторское осмысление жизненного материала, четко проявлен­ное уже в сценарном замысле фильма.

И поэтому более совершенной нам представляется такая форма записи, в которой содержались бы попытки красочного художественного описания жизненных фак­тов, эмоциональное отношение к ним, авторские отступ­ления, сравнения, характеристики, детали и т. д. Все это в дальнейшем, возможно, и не будет непосредственно реализовано на экране, но, несомненно, поможет режис­серу и оператору найти верный стиль экранного повест­вования.

Вот два отрывка из сценария Л. Браславского «Учи­тель чемпионов» (положенного в основу одноименного киноочерка о тренере В. Алексееве), которые, как нам кажется, очень точно нацеливают съемочную группу на решение определенных художественных задач.

«Виктор Ильич, наблюдая за малышами, то и дело подзывает к себе то одного, то другого и поясняет им, как правильней выполнять упраж­нения. В эту минуту он че м-т о неуловимо напоминает скульптора, который ваяет из сырого материала совершен­ные по форме фигуры»1.

Обнаружено отставание одного из учеников. Л. Бра­славский пишет:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!