Сценарий

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Начало лаконичное и содержательное. Авторы сразу же точно объясняют, о чем они намерены рассказать, кто будет «героем» их фильма. Но дальше следуют бесконеч­ные отклонения от заданной темы, скороговорка, непро­думанный отбор событий.

Кадры сидящих в чайхане стариков и фразу диктора о том, что только они теперь помнят «иные годы, иную судьбу», авторы используют в качестве предлога для того, чтобы отвлечься в прошлое. И затем они пытаются за семь-десять минут рассказать чуть ли не всю многове­ковую историю народов Средней Азии. Здесь и архитек­турные памятники Самарканда, и гнет «баев, ханов, бе­ков и царских колонизаторов», который, «словно жгучий песок, лишал счастья дехканина», и примитивные спо­собы обработки земли, и молитвы «о ниспослании воды для урожая», женщина в парандже и (после революции) женщина без паранджи, постройка Ферганского канала, дружба народов СССР и т. д. и т. п. Е. Рябчиков и

В. Беляев затрагивают так много побочных, второстепен­ных для данного фильма тем, монтируют такое обилие уво­дящих в сторону фактов, что во всем этом буквально то­нет, еле пробиваясь по временам на поверхность, глав­ная нить повествования. Основная тема — значение хлоп­ка— не получает должного углубленного исследования и впечатляющего раскрытия на экране.

Заметим при этом, что в первых вариантах литера­турного сценария Е. Рябчикова обилие материала подав­ляло еще больше. В них были затронуты такие не вошед­шие в фильм темы, как выращивание хлопка в Египте, Индии, Перу и других странах, как мировая империали­стическая борьба за хлопок, борьба Советской власти с басмачеством в годы гражданской войны. Автор расска­зывал о совещании по хлопку 1934 года, приводил тек­сты многочисленных правительственных постановлений и т. д.1.

Однако точно найденного художественного замысла и правильного указания на те или иные жизненные фак­ты для полного успеха документальной картины еще не­достаточно. Сценарий публицистического фильма—это прежде всего один из этапов создания произведения ки­нематографического искусства, и слово в нем по­

мимо функции литературной образности должно нести еще и образность зрелищную, экранную. Очень хорошо об этом сказал Вс. Вишневский. В период работы над фильмом «Испания», анализируя роль сценарной разра­ботки фильма, он писал: «Сценарная фраза должна быть проверена со всех сторон: нужно уяснить себе ее место в общей композиции; уяснить себе связь и взаимоотно­шение литературной мысли и мысли кинопластической, зримой и слышимой»1. В сценарии документального фильма не только четко определяются художественный замысел и жизненные события, на которых он будет рас­крыт режиссером и оператором картины, не только дается по возможности яркое литературное описание всего этого, но и намечаются основы образно-композиционной кинематографической организации материа­ла: общее построение фильма, его жанровые признаки, логическая линия развития конфликта, главные эпизоды в их предварительно решенном экранном воплощении, важнейшие монтажные переходы и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!