Сценарий

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Но если авторы фильма взяли на себя труд широко и полно осветить историю борьбы многих стран за свое национальное, политическое и экономическое освобож­дение, коль скоро они показывают на экране как бы образную кинолетопись этой борьбы, то почему, спрашивается, из нее выпал такой существеннейший эпи­зод, как развернувшееся уже в середине 50-х годов по всему миру мощное движение против колониализма, про­тив изживших себя принципов расового угнетения и дис- криминации народов? Освободительное движение индий­ского народа против иностранной экспансии, демократи­ческие победы народов Сирии и Египта, пробуждение антиимпериалистических сил в глубинах Черной Африки— все это в годы, когда создавался фильм, стало вполне определившимся ярким свидетельством нового расшире­ния мирового фронта освободительной борбы, ее треть- и м знаменательным этапом. И то, что в фильме «Свет Октября» об этом не говорится ни слова, значительно снижает актуальность и обобщающую силу этого произ­ведения, обедняет отраженную в нем жизненную карти­ну, оставляет незавершенной, до конца не развитой по­ложенную в его основу мысль.

Здесь мы подходим ко второму, чрезвычайно серьез­ному моменту в работе над сценарием документального фильма — к вопросу об отборе жизненного мате­риала, осуществляемом его автором.

В сущности, этот этап создания документального про­изведения не менее важен, чем правильное определение его темы и идейно-художественного замысла. Во всяком случае, именно на этой стадии в основном выявляется то положительное воздействие, какое оно окажет на вос­приятие зрителя запечатленными в ней фактами жизни.

Можно сказать даже больше: неправильный, неточный отбор жизненного материала способен резко снизить или вовсе погубить самый лучший замысел кинопублициста, и, наоборот, удачный подбор выразительных жизненных примеров всегда поднимает его идею, оказывается дейст­венным уже сам по себе. Остановимся в связи с этим на фильме режиссера В. Беляева «Белое золото нашей стра­ны» (1958).

Автор сценария картины Е. Рябчиков задумал это произведение в двух частях. Центральное место должен был занять рассказ о Всесоюзном совещании хлопкоро­бов, проходившем в Кремле в феврале 1958 года,— это­му событию, собственно, и посвящался фильм. Ему предшествовала большая вступительная часть, раскры­вающая тему значения хлопка в нашей стране. Рассказ о совещании предполагалось построить хроникальными средствами, в виде киноинформации, отчета о событии (таким он и дан в фильме); вступительная часть, наоборот, была задумана авторами как попытка создать образ­ное повествование.

Не будем углубляться в вопрос, правомерно ли в принципе такое построение фильма. Оно могло быть удачным, могло быть неудачным — в зависимости от того, как воплощались художниками эти темы. Нам все же ка­жется, что если начало фильма задумывалось в форме публицистического рассказа, то хотя бы элементы образ­ной кинопублицистики должны были присутствовать и во второй части произведения. Это сообщило бы ему не­обходимое стилистическое единство, художественную цельность. Но дело сейчас не в этом. Посмотрим, как конкретно решалась на экране вступительная часть фильма «Белое золото нашей страны», как производился в ней отбор жизненных фактов.

Фильм открывается снятыми в различных ракурсах кадрами хлопкового куста. На этом изображении дик­тор произносит: «Белое как снег, легкое и пушистое во­локно, это — хлопок. В народе говорят: «Хлеб кормит, а хлопок одевает человека. . .» Следует снятый с движе­ния, широко охватывающий пространство кадр хлопко­вого поля. «Хлопок — это ткани и химические продукты, автомобильный корд и транспортерные летты, жмых и масло. Более двухсот различных изделий получают из хлопка».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!