
Сценарий
Давно ушло в прошлое то время, когда нельзя было «выдержать час хроники», когда документальные картины снимались и монтировались в значительной мере случайно, невыразительно, без учета специфических закономерностей искусства кинопублицистики. Да и сами эти закономерности тогда, в конце 20-х — начале 30-х годов,
были еще во многом закрытой книгой для большинства советских киножурналистов. Лишь в работах талантливейших пионеров документального кино Д. Вертова, Й. Ивенса, Р. Флаэрти, Д. Грирсона, Э. Шуб, В. Турина, как уже говорилось об этом выше, они получали свое первое обоснование и исследование. «Хроника должна быть организована и 'организовывать 'сама» {,— писал в 1927 году, задумываясь над судьбами советского кино тех лет,
В. Маяковский.
Теперь эту задачу можно считать уже полностью решенной.
Современное состояние советской кинопублицистики представляет собой сложную, многообразную картину. Если даже говорить о последних — военном и послевоенном— этапах нашего документального кино, то, обозревая их в целом, мы встречаемся с исключительным богатством идейных замыслов, тематических направлений и художественных решений фильмов. Здесь и картины о событиях Великой Отечественной войны, и произведения о борьбе за мир, о молодежных фестивалях; здесь образы трудовых побед советского народа, повествования о его борьбе с природой, о покорении Волги и Ангары, Арктики и Антарктиды, об освоении целинных земель; здесь съемки зарубежных стран, кинопутешествия и кинодневники; большие историко-документальные полотна, рассказывающие о прошлых днях, о свершении и завоеваниях нашей революции; историко-биографические фильмы об ушедших гениях человечества, очерки о героях нашего времени, наших дней. Мы встречаем среди них страстные публицистические документы — и лирические раздумья художника, напряженное драматическое повествование, и романтический рассказ, строго логическое изложение событий, и отвлеченно-философское осмысление жизни. Одни из них построены как непрерывно текущая повесть, другие разбиты на главы или новеллы; в одних жизнь взята в ее наиболее острых, конфликтных проявлениях, в других события обозреваются в их повседневном ходе. Часть этих произведений тяготеет к эмоциональному, поэтическому кино; другие, наоборот, смонтированы более сдержанно, лаконично, ближе по стилю к информационной хронике. Невозможно назвать
и хотя бы кратко охарактеризовать все эти фильмы и киноочерки — одно лишь беглое перечисление их заняло бы много страниц. Ясно одно: кинопублицистика наших дней — это не только разнообразная, богатейшая по ху-. дожественным достижениям, умело «организованная», но и организующая летопись нашей современности, воспитывающая миллионы людей на отображаемых ею лучших примерах жизни, активно помогающая советским людям в их борьбе за построение коммунизма.
Вся эта огромная общественно-политическая работа не могла бы быть выполнена и в сотой доле, если бы в основе всех видов творческой деятельности наших журналистов кино не лежали марксистско-ленинское мировоззрение, марксистский подход к исследованию и художественному отражению явлений жизни, находящие свое первое и решающее проявление в сценарии документального фильма.
Давай, скажи всё что ты думаеш!