Сценарий

Давно ушло в прошлое то время, когда нельзя было «выдержать час хроники», когда документальные карти­ны снимались и монтировались в значительной мере слу­чайно, невыразительно, без учета специфических законо­мерностей искусства кинопублицистики. Да и сами эти закономерности тогда, в конце 20-х — начале 30-х годов,

были еще во многом закрытой книгой для большинства советских киножурналистов. Лишь в работах талантли­вейших пионеров документального кино Д. Вертова, Й. Ивенса, Р. Флаэрти, Д. Грирсона, Э. Шуб, В. Турина, как уже говорилось об этом выше, они получали свое пер­вое обоснование и исследование. «Хроника должна быть организована и 'организовывать 'сама» {,— писал в 1927 го­ду, задумываясь над судьбами советского кино тех лет,

В. Маяковский.

Теперь эту задачу можно считать уже полностью ре­шенной.

Современное состояние советской кинопублицистики представляет собой сложную, многообразную картину. Если даже говорить о последних — военном и послевоен­ном— этапах нашего документального кино, то, обозре­вая их в целом, мы встречаемся с исключительным бо­гатством идейных замыслов, тематических направлений и художественных решений фильмов. Здесь и картины о событиях Великой Отечественной войны, и произведения о борьбе за мир, о молодежных фестивалях; здесь образы трудовых побед советского народа, повествования о его борьбе с природой, о покорении Волги и Ангары, Арктики и Антарктиды, об освоении целинных земель; здесь съемки зарубежных стран, кинопутешествия и кино­дневники; большие историко-документальные полотна, рассказывающие о прошлых днях, о свершении и завое­ваниях нашей революции; историко-биографические фильмы об ушедших гениях человечества, очерки о героях нашего времени, наших дней. Мы встречаем среди них страстные публицистические документы — и лирические раздумья художника, напряженное драматическое по­вествование, и романтический рассказ, строго логиче­ское изложение событий, и отвлеченно-философское осмысление жизни. Одни из них построены как непре­рывно текущая повесть, другие разбиты на главы или новеллы; в одних жизнь взята в ее наиболее острых, кон­фликтных проявлениях, в других события обозреваются в их повседневном ходе. Часть этих произведений тяготеет к эмоциональному, поэтическому кино; другие, наоборот, смонтированы более сдержанно, лаконично, ближе по стилю к информационной хронике. Невозможно назвать

и хотя бы кратко охарактеризовать все эти фильмы и киноочерки — одно лишь беглое перечисление их заняло бы много страниц. Ясно одно: кинопублицистика наших дней — это не только разнообразная, богатейшая по ху-. дожественным достижениям, умело «организованная», но и организующая летопись нашей современности, воспитывающая миллионы людей на отображаемых ею лучших примерах жизни, активно помогающая совет­ским людям в их борьбе за построение коммунизма.

Вся эта огромная общественно-политическая работа не могла бы быть выполнена и в сотой доле, если бы в основе всех видов творческой деятельности наших жур­налистов кино не лежали марксистско-ленинское миро­воззрение, марксистский подход к исследованию и худо­жественному отражению явлений жизни, находящие свое первое и решающее проявление в сценарии докумен­тального фильма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!