РАННЕМУСУЛЬМАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Крушение Шривиджайи благоприятствовало расцвету ее бывших северосуматранских владений, ставших теперь самостоятельными. Еще в индуистско-буддийский период на Северной Суматре сложились крупные нагары Ламури, Барус и др. В XIII в. доминирующую роль здесь начали играть портовые государства Перлак, Самудра, Пасей, Педир, Ару, поддерживавшие тесные торговые связи с купцами Гуджерата и Коромандельского побережья Индии и воспринявшие от них ислам.

Мусульманские торговые поселения на Суматре, по-видимому, начали появляться еще в VII—X вв., однако прошло несколько столетий, пока новая религия получила распространение среди малайцев. На раннем этапе миссионерской деятельности важную роль играли сплоченность и прозелитический дух исламской общины, длительное пребывание индийских купцов-мусульман в суматранских нагарах, где они усваивали малайский язык и обычаи, женились на местных уроженках, обзаводились друзьями и покровителями в среде старой аристократии и постепенно добивались высокого положения при дворе. Еще большее значение для процесса мусульманизации малайского мира имело вызревание в его недрах предпосылок к восприятию ислама. К XIII—XIV вв. в суматранских городах-государствах, где основы индианизированной культуры элиты были уже в значительной степени подорваны и где формирующаяся массовая культура средних слоев насущно нуждалась в идеологическом оформлении, такие предпосылки сложились.

Знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута, посетивший в 1345 г. Самудру, за двадцать лет до того совместно с Пасеем образовавшую некое двуединое государство, описал процветание города, правитель которого — ревностный мусульманин — вел непрерывные войны с «неверными», увлекался беседами с шафиитскими теологами и по пятницам, смиренно облачившись в простые одежды, пешком отправлялся в мечеть.

Маджапахитский разгром во второй половине XIV в. не подорвал экономического могущества Пасея, который и в следующее столетие оставался главным пунктом встречи мусульманских купцов, стремившихся избежать рискованного плавания в глубь архипелага, с их яванскими торговыми партнерами. Столь же высокий престиж сохранял Пасей и как старейший в малайском мире центр богословской и литературной деятельность.

И все же не раджам Пасея было суждено возродить прежнюю славу Шривиджайи. Осуществление этого честолюбивого замысла, начал правитель Палембанга, наследник махараджей великой империи Парамешвара — Искандаршах «Малайских родословий».. В 90-е годы XIV в. он предпринял попытку избавиться от роли вассала Маджапахита и для укрепления своей харизматической: власти провозгласил себя воплощением «бодхисаттвы алмазных лучей» — Авалокитешвары. Месть со стороны яванцев не заставила себя ждать, и через год или два Палембанг подвергся очередному опустошению, а Парамешвара был вынужден поспешно покинуть город. Его, однако, поддержали «морские» малайцы (прежде всего обладавший значительным флотом правитель острова Бинтан), и после непродолжительного царствования в Сингапуре, откуда Парамешвару изгнал тайский вассал — paджa Паханга или Патани,— ему удалось основать новую столицу на юге Малаккского полуострова, в Малакке.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!