Психологическая близость рецептивной фазы

Указание к этому зикру: если хочешь осуществить зикр, произнося языком формулу „Нет Бога, кроме Аллаха", помни в душе значения слов „отрицание" (нафи) и „утверждение" (исбат), которые даются им людьми божьими (т.е. суфиями.— В. Б.). Значение „отрицания" в том, что ты отрицаешь свое индивидуальное бытие, которое иллюзорно, и свою ступень определенности, которая также иллюзорна и метафорична; при этом ты создаешь в душе изображение (тасвир): „Я не обладаю бытием". А значение „утверждения" в том, что ты утверждаешь в душе Абсолютное Бытие Аллаха и создаешь в ней изображение слов „кроме Аллаха"».

Психологическая близость рецептивной фазы творческого процесса и зикра очевидна. В обоих случаях сильный волевой импульс (желание создать поэму, желание лицезреть истинное Бытие Аллаха) неустанно побуждает память и мыслительную силу к активности и сосредоточенности. Это ведет к вхождению в глубокую медитацию, отключению чувств, воспринимающих внешнюю реальность, возникновению в просветленной таким образом душе способности воспринимать реальности духовного порядка. Наконец, на третьем этапе благодаря божественной Милости («если это угодно Всевышнему») душе даруется прямое лицезрение (образов создаваемой поэмы, истинного Бытия Аллаха). Таким образом, акт поэтического творчества может быть назван особым сниженным зикром. Особым и сниженным потому, что целью собственно зикра, во-первых, является полная трансформация личности, а отнюдь не создание еще одной вещи в «мире свидетельства» (правда, вещи, способной частично трансформировать личность читателя, а также и поэта), а во-вторых, благодаря практике зикра суфий осуществляет лицезрение гораздо более высокого уровня духовного мира.

В заключение раздела приведем фрагмент из «Повести об Индрапутре», являющийся как бы резюме изложенной выше концепции рецептивной фазы творчества.?

Влюбившись в Индрапутру по описанию золотого павлина, царевна Талела Маду Ратна призывает художника и просит его? нарисовать портрет царевича.

Итак, на душу (грудь в данном случае синоним души) художника, никогда не видевшего Индрапутру, оказывается некое таинственное воздействие, благодаря которому он в воображении, (душе) видит отчетливый образ и, будучи искусным мастером, может воплотить его в материале, придать ему актуальное бытие. Таинственное же воздействие, как можно полагать, объясняется, не только сказочными мотивами, но и тем, что в мусульманской (суфийской) традиции павлин — символ Божественного Духа, совершающего движение от единичности к множественности, создавая бесконечное число проявлений Божественной Красоты., а касание крылом или осенение им символизирует передачу откровения. Таким образом, перед нами вновь описанный выше процесс: восприятие вдохновения-трансформация его в воображении в идеальный образ-фиксация образа в материале. К исследованию последнего члена этой триады мы теперь и обратимся.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!