
Профессия и репортаж чувств героя
Все эти черты роднят фильм «Хлеб наш целинный» с такими выдающимися произведениями образной кинопублицистики, как «Боринаж» и «Зюдерзее» йориса Ивенса, «Днепрогэс» О. Подгорецкой и М. Большинцова, «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря» Р. Кармена, где также преодолена опасность абстрактности в решении значительной публицистической темы, созданы впечатляющие образы трудовых коллективов людей и одновременно с этим даны их четкие индивидуальные характеристики.
Существуют, однако, и прямо противоположные методы образного рассказа о человеке.
Если выше говорилось о том, что ярко выявленное отношение человека к труду косвенно характеризует и сам труд (сюжет о доярке Вишняковой); если в фильмах «Повесть о нефтяниках Каспия», «Хлеб наш целинный» и многих других психологическое раскрытие человеческого образа неотделимо от впечатляющего показа трудового коллектива и того дела, которому он отдает свои силы, то в таких произведениях, как, например, «Шел геолог...» или «Огни Мирного», эта связь прослеживается заметно слабей. На первое место в этих и других картинах выступает не сам человек, а те условия,
в которых он работает (тайга в очерке «Шел геолог.. то новое, что создается на земле в результате его труда (расчистка леса, строительство поселков и рудников в том же фильме). «Виновников» всех этих перемен — Олега Кабакова и его товарищей-геологов— авторы, как мы помним^ очень долго не показывают совсем. А когда они появляются на экране, то опять-таки об их выдержке, упорстве, мужестве зрители судят не столько по тому, как они действуют в момент, когда их снимал кинооператор, сколько по обстановке, которая их окружает, а главное — по результатам их работы.
С особой четкостью этот принцип отраженного публицистического повествования воплощен в одном из эпизодов фильма А. и Э. Торндайков «Операция «Тевтонский меч».
Характеризуя деятельность гитлеровского генерала Шпейделя в годы Великой Отечественной войны, авторы демонстрируют кинодокументы, показывающие отступление из России разгромленной 8-й армии, проводившееся по его приказу. В фильме монтируются кадры, запечатлевшие горящие деревни, обстрелы гитлеровскими солдатами мирного населения, взрывы железнодорожных путей, заводов, целых кварталов советских городов. Отступая, Шпейдель оставлял за собой выжженную, мертвую землю.
Поле. В клубах дыма от горящего вблизи селения проезжает машина с немецкими солдатами. Наплывом появляется портрет Шпейделя в гитлеровской форме. Затем наплывает портрет Шпейделя в форме генерала НАТО. На этом сопоставлении диктор заключает:
«Это «атворил гитлеровский генерал обычным оружием. Можно себе представить, что натворил бы генерал НАТО Шпейдель сегодня, при помощи атомного вооружения...».
В описанной сцене охарактеризованы действия (а очевидно, и душевные качества) людей, в корне отличные от того, о чем повествуют авторы «Огней Мирного» или «Шел геолог...». Мы наглядно видим проявления звериной ненависти, тупости, жестокости гитлеровских оккупантов. Вместе с тем сущность и цель примененного кинопублицистами приема остаются прежними. Подчиненный общему развитию творческого замысла Торндайков, этот эпизод занимает важное место в той це
почке фактов, документов, сцен, из которой вырастает в конце концов зловещий образ фашистского преступника, разоблачению которого и посвящен фильм.
Наблюдение и передача свободно проявляющихся человеческих чувств достигаются в кинопублицистике различными средствами.
Давай, скажи всё что ты думаеш!