Профессия и репортаж чувств героя

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Этот пример неопровержимо, на наш взгляд, доказы­вает, что самым важным в художественной характери­стике человека является не то дело, каким занят герой фильма, а прежде всего он сам — его чувства, его отно­шение к труду. Нет «выигрышных» или «невыигрыш­ных» для кинематографического показа профессий. Все зависит от того, как смотрит на это кинопублицист, ка­кие моменты жизни кажутся ему главными, какую фор­му он находит для их правдивого отображения, сколь точно, наконец, учитывает он при съемке индивидуаль­ные особенности своего героя.

Блестяще подтверждается эта мысль и такой, напри­мер, сценой, как синхронный рассказ у костра тракто­

риста — первого строителя Амурска — в киноочерке ре­жиссера А. Косачева «Начинается город», где по одной- двум характерным деталям перед нами вырисовывается весь жизненный путь человека. Художественное обобще­ние жизненного факса основывается в этом случае на возникающем у зрителей ощущении того, что запечатлен­ное камерой поведение данного лица глубоко естест­венно для него, что так он ведет себя постоянно, что это — его подлинная сущность.

«Художественная обрисовка характера в том и со­стоит, что если он дан вам поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами можете рассказать всю его жизнь и до и после этого момента»1,— писал Белин­ский.

Интересный пример впечатляющего раскрытия отно­шения людей к труду можно найти в фильме «Хлеб наш целинный» (сценарий А. Медведкина и В. Рапопорта, режиссер Хаким Давлетбеков, 1959). Кинопублицисты прибегают здесь к доказательству «от обратного», по­казывают, как реагируют люди на невозможность заняться тем делом, к которому они стремятся.

... Была затяжная, капризная весна, короткое лето. Хлеба созрели поздно и почти одновременно на большой площади. Быстро надвигалась осень.

И вот беспросветно обложили небо тяжелые серые облака. День за днем идут дожди. Пропиталась влагой земля, полегли спелые колосья пшеницы. Каждый день, каждый час промедления в уборке урожая грозит огром­ными потерями. А убирать нельзя...

«Тревогой переполнились сердца людей»,— говорит диктор. И мы видим их, этих героических тружеников це­лины, сидящих сейчас без дела.

Вот вымокшие, иззябшие парни лежат под комбай­ном.

Девушки тоскливо смотрят в окно.

Злой, мрачный шофер выглядывает из кабины увяз­шей в грязи автомашины.

Сколько труда вложили все они в этот урожай! А сей­час он гибнет у них на глазах. Дождь... День и ночь идет дождь.

Дальше в фильме рассказывается, как механизаторы, трактористы и комбайнеры в необычайно трудных усло­виях вступили в борьбу с природой и победили ее: уро­жай был собран, спасен. Но нам запомнились именно эти кадры, эти напряженные, тревожные лица людей, вол­нующихся за успех своего дела, всеми силами души стре­мящихся к труду — и не имеющих в какой-то момент воз­можности приступить к нему.

Помимо блестящего «репортажа чувств» в этой сцене исключительно ценно еще и то, что она создает яркий коллективный портрет народа. Индивидуальные действия и переживания людей, дополняя друг друга; складываются на экране в обобщенный образ героев це­линных земель, сильных своей трудовой спайкой, общ­ностью мыслей и чувств. Человек и коллектив, в котором он трудится, выступает в трактовке авторов фильма как единое целое, как монолитный сплав. Масштабность темы фильма сочетается с тонкой детализацией событий; широта творческого замысла — с конкретностью образ­ных характеристик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!