Профессия и репортаж чувств героя
Этот пример неопровержимо, на наш взгляд, доказывает, что самым важным в художественной характеристике человека является не то дело, каким занят герой фильма, а прежде всего он сам — его чувства, его отношение к труду. Нет «выигрышных» или «невыигрышных» для кинематографического показа профессий. Все зависит от того, как смотрит на это кинопублицист, какие моменты жизни кажутся ему главными, какую форму он находит для их правдивого отображения, сколь точно, наконец, учитывает он при съемке индивидуальные особенности своего героя.
Блестяще подтверждается эта мысль и такой, например, сценой, как синхронный рассказ у костра тракто
риста — первого строителя Амурска — в киноочерке режиссера А. Косачева «Начинается город», где по одной- двум характерным деталям перед нами вырисовывается весь жизненный путь человека. Художественное обобщение жизненного факса основывается в этом случае на возникающем у зрителей ощущении того, что запечатленное камерой поведение данного лица глубоко естественно для него, что так он ведет себя постоянно, что это — его подлинная сущность.
«Художественная обрисовка характера в том и состоит, что если он дан вам поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами можете рассказать всю его жизнь и до и после этого момента»1,— писал Белинский.
Интересный пример впечатляющего раскрытия отношения людей к труду можно найти в фильме «Хлеб наш целинный» (сценарий А. Медведкина и В. Рапопорта, режиссер Хаким Давлетбеков, 1959). Кинопублицисты прибегают здесь к доказательству «от обратного», показывают, как реагируют люди на невозможность заняться тем делом, к которому они стремятся.
... Была затяжная, капризная весна, короткое лето. Хлеба созрели поздно и почти одновременно на большой площади. Быстро надвигалась осень.
И вот беспросветно обложили небо тяжелые серые облака. День за днем идут дожди. Пропиталась влагой земля, полегли спелые колосья пшеницы. Каждый день, каждый час промедления в уборке урожая грозит огромными потерями. А убирать нельзя...
«Тревогой переполнились сердца людей»,— говорит диктор. И мы видим их, этих героических тружеников целины, сидящих сейчас без дела.
Вот вымокшие, иззябшие парни лежат под комбайном.
Девушки тоскливо смотрят в окно.
Злой, мрачный шофер выглядывает из кабины увязшей в грязи автомашины.
Сколько труда вложили все они в этот урожай! А сейчас он гибнет у них на глазах. Дождь... День и ночь идет дождь.
Дальше в фильме рассказывается, как механизаторы, трактористы и комбайнеры в необычайно трудных условиях вступили в борьбу с природой и победили ее: урожай был собран, спасен. Но нам запомнились именно эти кадры, эти напряженные, тревожные лица людей, волнующихся за успех своего дела, всеми силами души стремящихся к труду — и не имеющих в какой-то момент возможности приступить к нему.
Помимо блестящего «репортажа чувств» в этой сцене исключительно ценно еще и то, что она создает яркий коллективный портрет народа. Индивидуальные действия и переживания людей, дополняя друг друга; складываются на экране в обобщенный образ героев целинных земель, сильных своей трудовой спайкой, общностью мыслей и чувств. Человек и коллектив, в котором он трудится, выступает в трактовке авторов фильма как единое целое, как монолитный сплав. Масштабность темы фильма сочетается с тонкой детализацией событий; широта творческого замысла — с конкретностью образных характеристик.
http://kok.one лапшерезки тестораскатки электрические.
Давай, скажи всё что ты думаеш!