Профессия и репортаж чувств героя

Показывая его состояние, режиссер и оператор поль­зуются весьма выигрышным для решения данной задачи приемом параллельного монтажа. Крупные планы Тим­ченко сопоставляются ими то с натянутыми, как струна, вот-вот готовыми лопнуть тросами, то с гусеницами пре­одолевающего подъем трактора, со скрежетом вгрызаю­щимися в землю, то с угрожающе накренившейся при переправе через реку стальной громадой вышки. Мон­таж сцены выгодно оттеняет смену чувств на лице Тим­ченко: крайнюю степень напряжения, сосредоточенное внимание, уверенность, радостную улыбку. Выразитель­ны жесты, которыми он, подобно дирижеру огромного оркестра, управляет движением тракторов. Они еще бо­лее подчеркнуты удачно выбранной Л. Барышевым точ­кой съемки: кадры, показывающие Тимченко, освобож­дены от бытовых подробностей, его высокая фигура от­четливо, временами почти силуэтно рисуется на фоне светлого неба. Ощущение драматизма происходящего усиливается мощным закадровым гулом моторов...

Так мастерство документалиста в сочетании с пра­вильно найденным «узлом» жизненного явления превра­щает обыденный, казалось бы, факт в остродраматич­ную сцену, в поэтически осмысленную картину жизни, делая нас не только заинтересованными свидетелями, но и внутренне активными соучастниками отображае­мого события и чувств людей.

Связь «репортажа чувств» и изображения трудовой деятельности далеко не всегда бывает непосредственно выраженной, прямой. Точнее, документалист вовсе не обязан в каждом отдельном случае наглядно демонстри­ровать ее. Иногда она может подразумеваться сама со­бой или угадываться зрителем — однако на основе того же взволнованного эмоционального состояния человека, которое мы обязательно должны воочию видеть, ощу­щать в его кинематографическом портрете.

Это ключевое звено в художественной характеристи­ке героя.

В 1957 году в киножурнале «Советский Дальний Во­сток» появился надолго запомнившийся зрителям сюжет. Мы имеем в виду внешне как будто бы ничем не приме­чательный репортаж оператора Ф. Фартусова «Доярка

А. Вишнякова». В нем синхронно снято выступление Вишняковой перед микрофоном радиостудии. Диктор почти не вмешивался в эту сцену — разве только пред­ставил зрителям немолодую, суровую на вид женщину. Обо всем остальном — о своей работе, о том, как ей уда­лось добиться выдающихся трудовых успехов,— она рас­сказала сама. И рассказала так образно и ярко, с таким большим внутренним волнением, просто и вместе с тем убедительно, что после синхронных съемок Вертова и Кармена интервью Ф. Фартусова явилось, пожалуй, наи­высшей удачей советской кинопублицистики в этом жанре.

Фартусов исключительно точно выбрал обстановку и метод съемки. Если бы он стал снимать Вишнякову в коровнике или в поле, в окружении других людей, то пре­дельная искренность и эмоциональность ее выступления, несомненно, оказались бы в значительной степени поте­рянными. Не была бы воспринята, очевидно, с такой яс­ностью и чистота, народность языка ее речи. Второстепен­ные детали, неизбежно заполнившие кадр, отвлекали бы зрителя от главного, мешали ему сосредоточить внима­ние на Вишняковой, следить за выражением ее лица, вслушиваться в ее интонации. Для того чтобы все это в полной мере дошло до нас, требовалась известная отвле­ченность съемки от обычных жизненных условий, некий «нейтральный фон». Фартусов нашел его в радиостудии. И вот то, как рассказала в этих условиях Вишнякова о любви к животным, о своей заботе о них, позволило нам узнать главное о ее чисто профессиональном деле.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!