Профессия и репортаж чувств героя

И совсем по-другому построены синхронные сцены в «Покорителях моря». Помимо того, что они, как уже упоминалось, очень непосредственны и эмоциональны, ярко передают атмосферу события, исполнены естествен­но проявляющегося чувства, сила их еще в том, что они тесно связаны с трудовым процессом — причем не в его второстепенных, а, напротив, в наиболее напряженных, кульминационных моментах. В первом эпизоде это борь­ба высаживающихся с катера на эстакаду нефтяников с бурным, опасным в эти часы морем; во втором — само­отверженная круглосуточная работа людей по монтажу новых, срочно необходимых хранилищ для драгоценной нефти.

Итак, все тот же кульминационный момент события (в данном случае — трудового процесса), все те же не­разрывно связанные с ним, естественные и непосредствен­ные проявления чувств людей... В этом, представляется нам, и состоит главная жизненная основа осуществляе­мой в кинопублицистике художественной типизации (а одновременно и индивидуализации) человеческого обра­за. На этом пути перед кинопублицистом открываются наиболее многообещающие возможности впечатляющего показа не только внешнего процесса труда, но и — что са­мое важное — внутреннего отношения к нему героя.

Через отношение человека к труду становятся ясными для зрителя и он сам и значение того дела, которым он занят.

В том же фильме «Покорители моря»—пусть читатель извинит нас за столь частое цитирование Р. Кармена —

запечатлен ответственнейший этап прохода скважины на буровой мастера Ашумова. Пройдено уже полпути к неф­ти. Но дальше таится серьезная угроза: дорогу к нефтя­ному пласту пересекают стволы других, уже действую­щих скважин. Малейшее непредвиденное отклонение турбобура от заданного направления — и он врежет­ся в соседний ствол, произойдет катастрофа. Только по шуму бура мастер может определить, все ли в порядке там, в глубине земли.

Обо всем этом зрителям четко рассказал диктор. Его слова дополнены наглядными мультипликационными схемами, показывающими расположение скважин. И все же мы воспринимаем сложившуюся ситуацию пока что только рассудочно, как бы «со стороны». Она не согрета для нас живым переживанием человека — участника со­бытия, не обогащена его чувством. И лишь когда авторы на крупных планах, не сходящих с экрана почти в тече­ние целой минуты, показывают безмерно взволнованного, прильнувшего к скважине, напряженно вслушивающего­ся в работу механизмов Ашумова, зрители заражаются его состоянием, начинают волноваться сами и воспринимают теперь все происходящее не как чье-то постороннее, а близкое, важное для них самих дело. Они чутко прислу­шиваются вместе с мастером в эти секунды к шуму бу­ра— и облегченно вздыхают вместе с ним, когда опас­ный участок оказывается благополучно пройденным.

По тому же принципу построен впечатляющий эпи­зод перевозки буровой вышки в фильме «У нефтяников Татарии», художественное мастерство авторов которого, кстати сказать, весьма неровно. В этой сцене творческие усилия В. Кагарлицкого, И. Осипова и оператора фильма Л. Барышева достигают высшей точки своего подъема.

... По неровной, холмистой местности движутся трак­торы. Они ползут медленно, с трудом ворочая гусеница­ми. На туго натянутых стальных тросах за ними передви­гается вышка. Рядом с ней на платформе стоит человек— автор и инициатор этого нового способа траспортировки нефтяных вышек в собранном виде. Бригадир Александр Григорьевич Тимченко — ныне Герой Социалистического Труда, представляет его зрителям диктор. Не раз прошел он по этому пути, прежде чем повел здесь свой гусенич­ный поезд. Кажется, что все рассчитано, учтено. И все же он очень волнуется сейчас.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!