Профессия и репортаж чувств героя

Многогранность рассказа о человеке, особенно столь шаблонная и схематичная, как в приведенных примерах, вовсе не является, таким образом, сама по себе призна­ком художественности изображения. Наоборот, нередко она скрывает, вуалирует отсутствие таковой. Суть дела, следовательно, совсем не в ней.

Размышляя о природе драматического искусства, JI. Н. Толстой однажды заметил: «Драма должна вместо того, чтобы рассказать нам всю жизнь человека, поста­вить его в такое положение, завязать такой узел, при рас­путывании которого он сказался бы весь»

Заменив слово «завязать» словами найти, увидеть (то есть выявить не в вымышленном сюжете, а в реаль­ной жизни), мы можем целиком отнести эту мысль и к кинопублицистике.

Душевные качества человека ярче, наглядней всего раскрываются в его отношении к труду.

Тема труда — ведущая тема советской кинопублици­стики. Трудовая деятельность людей составляет основное содержание жизни социалистического общества. Как важнейшая сторона жизни, входит она и в искусство.

Закономерен, однако, вопрос: все ли равноценно в ней с точки зрения профессионального мастерства докумен­талиста, а если нет, то какие стороны и особенности тру­дового процесса дают ему наиболее благодарный мате­риал для художественного выражения действительности?

Выше мы критиковали синхронные съемки в фильмах «У нефтяников Татарии» и «Хозяйка». Были отмечены безликость языка героев этих произведений, отсутствие типического содержания сцен. Но вот, к примеру, каки­ми репликами обмениваются нефтяники в фильме «Поко­рители моря»:

В сцене высадки с катера на эстакаду:

— По очереди! Отцепи ему хвост!

— Смелей! Смелей!

— Слушай! Алло!

— А ты вообще вылезь...

— Осторожней...

— Ай, смотри! Тащите его!

— Ну, что ж ты, ей-богу! . .

На монтаже нового резервуарного парка:

— Поставить дополнительную затычку!

— Федор Михайлович! Прибавьте напряжения!

— Ребята! Привезли кислород!

— Али! Ты скоро?

— Работай! .. и т. д.

На первый взгляд, казалось бы, значительного разли­чия нет. Чувствуется только, что последние две сцены .го­раздо более непосредственны и эмоциональны, чем пер­вые.

Но как раз в этом все дело. Ведь именно эти качест­ва— непосредственность и эмоциональность выражения чувств — играют первостепенную роль в искусстве. Без них'любое произведение, с каким бы внешним мастерст­вом оно ни было выполнено, остается лишь сухой, рас­судочной схемой.

Разговор Гимазова и Гриня, который мы выписали из фильма «У нефтяников Татарии», в общем — одна из вариаций на ничего не значащую тему: «Как поживаете?» Он дается авторами фильма В. Кагарлицким и И. Оси­повым в виде декларативного тезиса, показывающего, что между двумя мастерами идет соревнование за быст­

рейшее окончание работ и вместе с тем существуют некие дружеские отношения. Эти последние, однако, в поведе­нии героев, в тех интонациях, с которыми они говорят друг с другом, никак не проявляются. Эмоциональный накал их чувств в этой сцене равен нулю.

Столь же бесстрастна, лишена каких бы то ни было эмоций и беседа Андреевой с Кузиным в фильме режис­сера Я- Воловика «Хозяйка» (автор сценария Ю. Чиб- ряков). Она также дается изолированно от изображения напряженной работы руководителя большого хозяйства, фиксирует в ней весьма и весьма второстепенную деталь. Как и в первом случае, назначение ее — чисто умозри­тельное, информационное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Как правильно выбрать биты для шуруповерта?
Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!