Профессия и репортаж чувств героя
Многогранность рассказа о человеке, особенно столь шаблонная и схематичная, как в приведенных примерах, вовсе не является, таким образом, сама по себе признаком художественности изображения. Наоборот, нередко она скрывает, вуалирует отсутствие таковой. Суть дела, следовательно, совсем не в ней.
Размышляя о природе драматического искусства, JI. Н. Толстой однажды заметил: «Драма должна вместо того, чтобы рассказать нам всю жизнь человека, поставить его в такое положение, завязать такой узел, при распутывании которого он сказался бы весь»
Заменив слово «завязать» словами найти, увидеть (то есть выявить не в вымышленном сюжете, а в реальной жизни), мы можем целиком отнести эту мысль и к кинопублицистике.
Душевные качества человека ярче, наглядней всего раскрываются в его отношении к труду.
Тема труда — ведущая тема советской кинопублицистики. Трудовая деятельность людей составляет основное содержание жизни социалистического общества. Как важнейшая сторона жизни, входит она и в искусство.
Закономерен, однако, вопрос: все ли равноценно в ней с точки зрения профессионального мастерства документалиста, а если нет, то какие стороны и особенности трудового процесса дают ему наиболее благодарный материал для художественного выражения действительности?
Выше мы критиковали синхронные съемки в фильмах «У нефтяников Татарии» и «Хозяйка». Были отмечены безликость языка героев этих произведений, отсутствие типического содержания сцен. Но вот, к примеру, какими репликами обмениваются нефтяники в фильме «Покорители моря»:
В сцене высадки с катера на эстакаду:
— По очереди! Отцепи ему хвост!
— Смелей! Смелей!
— Слушай! Алло!
— А ты вообще вылезь...
— Осторожней...
— Ай, смотри! Тащите его!
— Ну, что ж ты, ей-богу! . .
На монтаже нового резервуарного парка:
— Поставить дополнительную затычку!
— Федор Михайлович! Прибавьте напряжения!
— Ребята! Привезли кислород!
— Али! Ты скоро?
— Работай! .. и т. д.
На первый взгляд, казалось бы, значительного различия нет. Чувствуется только, что последние две сцены .гораздо более непосредственны и эмоциональны, чем первые.
Но как раз в этом все дело. Ведь именно эти качества— непосредственность и эмоциональность выражения чувств — играют первостепенную роль в искусстве. Без них'любое произведение, с каким бы внешним мастерством оно ни было выполнено, остается лишь сухой, рассудочной схемой.
Разговор Гимазова и Гриня, который мы выписали из фильма «У нефтяников Татарии», в общем — одна из вариаций на ничего не значащую тему: «Как поживаете?» Он дается авторами фильма В. Кагарлицким и И. Осиповым в виде декларативного тезиса, показывающего, что между двумя мастерами идет соревнование за быст
рейшее окончание работ и вместе с тем существуют некие дружеские отношения. Эти последние, однако, в поведении героев, в тех интонациях, с которыми они говорят друг с другом, никак не проявляются. Эмоциональный накал их чувств в этой сцене равен нулю.
Столь же бесстрастна, лишена каких бы то ни было эмоций и беседа Андреевой с Кузиным в фильме режиссера Я- Воловика «Хозяйка» (автор сценария Ю. Чиб- ряков). Она также дается изолированно от изображения напряженной работы руководителя большого хозяйства, фиксирует в ней весьма и весьма второстепенную деталь. Как и в первом случае, назначение ее — чисто умозрительное, информационное.
Как правильно выбрать биты для шуруповерта?
Давай, скажи всё что ты думаеш!