Предшественники Искандара Младшего

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

За мифологическим разделом следует родословие ачехских правителей— предшественников Искандара Младшего, включающее более или менее краткое изложение событий, происходивших в их царствование. Каждый такой период описан по стандартной схеме. Начинается повествование уже упоминавшейся формулой, имеющей в большинстве случаев следующий вид: «Когда Аллах — преславен Он и возвышен! — желает явить свою мощь и величие обитателям мира. Он делает одного из своих избранных рабов государем в некой стране». Затем идет собственно событийная часть и оценка моральных качеств правителя. Не входя в разбор этой части, естественно различной в рассказах о различных правлениях, отметим лишь, что в ней причина каждого события неизменно усматривается в воле Аллаха, содержатся весьма резкие оценки деятельности некоторых государей и уже совсем нехарактерные для предшествующей традиции сообщения об убийстве того или иного жестокого и несправедливого султана по решению вельмож — например, об убийстве султана Зайн аль-Абидина во время суфийского зикра. При этом ни одно из таких убийств не влечет за собой кары Всевышнего, а стало быть, молчаливо предполагается, что они приемлются Им.

Наконец, завершается раздел датой смерти каждого из султанов (она же дата воцарения его преемника), указанием длительности периода правления и заключительной формулой: «А Аллах— преславен Он и возвышен!—всеведущ, и искуснейший из рассказчиков всякой истории».

Таким образом, «Повесть об Аче» является первой малайской хроникой, содержащей даты, а рассказы ее генеалогического раздела при всем сходстве с описаниями событий в «Повести о раджах Пасея» и «Малайских родословиях» организованы по стереотипной схеме, значительно строже соответствующей требованиям мусульманской историографии, и сильнее пронизаны мусульманским этосом.

Мифологический и генеалогический разделы — это, однако, лишь прелюдия к главному содержанию хроники — панегирическому прославлению Искандара Младшего. Их функция — не столько изложение событий, предшествующих его рождению сколько демонстрация его сверхъестественного происхождения, чистоты родословного древа и сопоставление Искандара с великими, правителями прошлого, равно как и противопоставление правителям дурным.

Форма следующего затем повествования о детских и юношеских годах Искандара вновь необычна для малайской исторической традиции. Композиционную основу этого раздела составляет погодный «отчет» о различных подвигах царевича. В семь лет например, он умело обращается со слонами, в восемь — устраивает потешные морские сражения, в девять — прекрасно владеет оружием, в десять — посрамляет искусством джигитовки португальских послов (этот эпизод, как и некоторые другие особенности хроники, указывает на знакомство ее автора с «Повестью о раджах Пасея», в двенадцать — убивает дикого буйвола, в тринадцать — чудесным образом постигает премудрость Корана и китабов, в четырнадцать — убивает свирепого тигра и т. д.

 



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!