Поддержка минского Китая спасла Малакку

В 1436 г. внук Парамешвары женился на царевне Пасея, принял ислам и стал именоваться султаном Мухам-мадшахом. Этим он привлек в более удобно расположенную малаккскую гавань часть мусульманских купцов, ориентировавшихся прежде на Пасей, а также купцов Явы. Отныне рост Малакки как торгового порта и ее возвышение в качестве мусульманского центра пошли рука об руку, Малакка стяжала славу «второй-Мекки», а сам процесс мусульманизации в островном мире заметно ускорился. В XV в. была исламизирована значительная часть-Суматры и Малаккского полуострова, к XVI — началу XVII в.— практически все государства в прибрежной зоне архипелага.

В Малакке был с некоторыми изменениями восстановлен старый шривиджайский придворный церемониал, упорядочена административная система, введены кодексы уголовного и морского права. Флот «морских» малайцев обеспечивал безопасность торгового судоходства. В середине XV в. Малакка начала проводить, широкую завоевательную политику и за 50 лет подчинила себе почти весь полуостров и ряд восточно-мусульманских княжеств, подобно Шривиджайе установив господство над обоими берегами Малаккского пролива. Все это придало Малакке характерный блеск имперской столицы и превратило ее в тот «город, созданный для торговли», который увидели в ней в начале XVI в. португальцы, а до них тысячи гуджератских, тамильских, китайских, арабских и индонезийских купцов, чьи корабли бросали якорь к югу от входа в устье реки Малакки.

Вдоль северного берега реки тянулись склады товаров, огражденные высоким забором и охранявшиеся по ночам. Неподалеку от них начинались прославленные базары города, а несколько поодаль, разделенные садами и парками,— кварталы иноземных купцов, селившихся вместе по национальному признаку. Ядро города образовывали расположенные на южном берегу реки, на современном холме Святого Павла и вокруг него, дворец правителя, главная мечеть, дома знати и иммигрантов-малайцев. Этот район, укрепленный палисадом, соединялся с северной частью Малакки деревянным мостом, сплошь застроенным лавками торговцев.

Такого рода планировка города, в которой четко различались ядерный и периферийный районы, была вообще характерна для малайских городов мусульманского времени. В целом сходная с той, что прослеживалась еще в индуистско-буддийский период, она в результате частичных изменений, обусловленных новой религиозной ориентацией, вполне соответствовала идеальной модели мусульманского города, ближневосточного или индийского, с его тремя «кругами»: резиденцией правителя, к которой примыкали административные учреждения и казармы; центральным комплексом, включавшим мечети, религиозные школы и базары; отдельными кварталами, населенными торговцами и ремесленниками — представителями различных этнических групп.

 



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!