
Отчет экспериментальной кинематографической лаборатории
Испытания последних лет переменили Россию, да не только эту страну, но и во всем мире, в каждой стране отразились по-разному войны, революции и все, что с ними связано. Потеряно много сил, истрачено много энергии, но многое и приобретено — окреп дух, невзгоды закалили, разрушения научили строить и создавать. Темп жизни еще более усилился. Работа, дело, представления о работе и деле, отношение к ним стало еще более понятным и нужным всем и каждому. Сейчас больше людей, умеющих стоять на своих собственных ногах, умеющих трудом создавать свою жизнь. Наука и техника не прекратили своего развития, наоборот, с каждым часом открываются все более и более значительные достижения в этой области. Над Москвой парят «юн-керсы» и «фоккеры» с каютами, стеклянными окнами в них, за которыми летают десятки пассажиров. Надпись "Luft post" на письме, отправляемом нами за границу,— привычная и не удивляющая надпись. Беспроволочный телефон в Америке работает через зонтик любого человека, через каску полисмена, присоединяется к фонарному столбу, а дети на ночь слушают сказки, рассказанные удивительной машиной. Вещи, окружающие человека и необходимые ему, стали делаться очень совершенными, рациональными, удобными, хорошо рассчитанными, построенными без всего лишнего: американская конторская мебель, трубки, автомобили, кузова автомобилей, автоматические ручки, карандаши «Пенкаля» и пр.
В настоящее время вещи оказывают большое влияние на человека и на его жизнь, потому что, оперируя и обращаясь с хорошо построенными вещами, человек лучше, целесообразнее и гармоничнее распределяет свою жизнь и весь уклад ее в пространстве и во времени. Это помогает ему лучше работать и отдыхать, лучше распределять свое время, а следовательно, скорее приближает к намеченной рабочей цели. Казалось бы, что современное искусство также должно было бы стать органически связанным с жизнью — отражать ее, сливаться с ней и быть каждому человеку нужным и необходимым, помогать ему, организовывать его чувства, его миропонимание. На самом деле в этой области произошло очень мало утешительного. Еще за несколько лет мировой бойни особо четко выявились формы «левого» искусства. Это была реакция против старых форм, против изживающего себя натурализма и импрессионизма. Теоретически происшедшее в области искусства было правильно, но, вероятно, почва, на которой новое искусство выросло, как и люди, выращивающие его, были и органически не связанным с современностью явлением. Все, что произошло за время войны и революции, было продолжением ранее взятой неверной линии. Революционная эпоха, сосредоточение главного внимания государств и общества на войну создали благодарную почву для авантюризма в этой области. И то, что сейчас делается на фронте искусства, большей частью или авантюризм, или безграмотность, или заблуждение. Сотни различных направлений имеют весьма и весьма ограниченное число поклонников, а рабочие, обыватели — люди столицы и провинций — или не знают, или совсем не понимают «художественного кавардака», от всего заслуживающего или не заслуживающего внимания шарахаются с привычным набившим оскомину воплем: «футуризм».
Давай, скажи всё что ты думаеш!