Остановимся подробнее на первых двух членах триады

Принятое в мусульманской традиции определение разума, или разумной души, дает Газали, который, соглашаясь в данном случае с «философами», отмечает, что разум имеет два аспекта — познающий, обращенный к духовному миру (миру ангелов), и практический, обращенный к телесному миру, регулирующий деятельность тела. Описания обоих аспектов разума обнаруживаются во многих малайских текстах. Резюмируя их содержание, понятие «разум» можно охарактеризовать следующим образом.

Разум — это интеллектуальный аспект человеческого духа, обладающий способностью к проникновению в невидимый, тайный (гаиб) мир — мир умопостигаемых, ноуменальных сущностей или общих идей. Разум совершенствуется (становится акал семпур-на — совершенным разумом) по мере того, как воспринимает эти общие идеи — непосредственно (от Логоса — Разума разумов) или опосредованно (в обучении) и, согласно одному из текстов, достигает совершенства к сорока годам.

Благодаря способности постигать ноуменальное он является «владыкой души», свечой, озаряющей ее, «светом духовной упорядоченности», который ублаготворяет душу, высвечивая в ней благое и дурное, уберегая от возмущений, вызываемых внешней реальностью, внося в нее порядок и устойчивость.

Другим органом интеллектуального постижения является «духовное сердце», противопоставляемое темному сердцу (хати янг келам), несведущему сердцу (калбу так перикса), сердцу, охваченному волнением (хати янг гелорат), и т. д.— синонимам хаотического психизма, свойственного в обычном состоянии животной душе, не озаренной духовным светом. Духовное сердце обладает способностью постигать сверхреальный мир и регулировать деятельность души ). Оно представляет собой световую форму души (т. е. душа — это материя, формой которой является духовное сердце) и в силу своей светоносности — по закону восприятия подобного подобным — воспринимает Свет, нисходящий из ноуменальной сферы.

Существенным отличием духовного сердца от разума является характер восприятия им умопостигаемого. Человеческий разум в суфийской традиции, влияние которой ощутимо в предисловиях, описывается как постигающий на основе логического размышления и книжного обучения и потому ограниченный и не дающий абсолютно достоверного знания. Духовное сердце же способно к прямому созерцанию ноуменальной сферы в пластических образах, к восприятию вдохновения, и потому знание, даваемое им, „абсолютно достоверно.

 



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!