Описания творческого акта

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

В принципе для описания творческого акта не столь существенно, разум или духовное сердце упоминается в качестве органа интеллектуальной деятельности, хотя, как мы увидим, в зависимости от этого могут быть выделены два пути создания литературного произведения. Важнее то, что интеллектуальное проникновение в сверхреальную сферу и интеллектуальная регуляция деятельности души (воображения) в любом случае составляют его непременный компонент.

Как правило, в малайских поэтических предисловиях в роли начала, постигающего сверхреальную сферу, выступает духовное сердце, а разум чаще упоминается в них при описании активной, фиксирующей фазы, творчества, а не его рецептивной фазы. Таким образом, разум выступает в своей регулирующей функции при словесном воплощении идеального образа, воспринятого духовным сердцем, т. е. в аспекте практического разума, «движущего тело к целенаправленным человеческим искусствам».

В мусульманской традиции выделяются две группы воспринимающих функций (сил), присущих душе. Они называются обычно внешними (захир) и внутренними (батин) чувствами и могут рассматриваться соответственно как сенсорная и психическая структуры души. Поскольку наибольший интерес для нас представляют внутренние чувства, в которых возникает образ, остановимся на них подробнее.

При всем весьма значительном терминологическом разнобое в описании психической структуры души инвариантной остается ее трехчленная схема. Одна из сил воспринимает чувственно постигаемое — формы вещей, получая данные о них от внешних чувств (эту функцию выполняет общее чувство). Вторая сила воспринимает умопостижимое — идеи единичных вещей (это функция силы догадки, или мыслительной силы). Наконец, третья сила осуществляет сочетание и регулирует равновесие формы и идеи. B образе (эйдосе), представляющем собой видимый внутренним взором пластический облик идеи. В суфийской традиции, где, как уже отмечалось, акцент делается на прямом созерцании в образах ноуменальной сферы, осуществляемом просветленной душой, сила, которая сочетает идеи, доставляемые актом интеллекции, и форумы,— это и есть духовное сердце, именуемое также Активным Воображением или Активным Интеллектом. Жаждой воспринимающей силе соответствует своя сохраняющая сила: формы сохраняются в силе воображения, идеи — в силе памяти. Данная структура души отражена в перечнях ее сил, возглавляемых органом духовной интеллекции (сирр) со держащихся в малайских суфийских сочинениях.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!