Образы жизни

В целом ряде случаев заключенное в них обобщаю­щее содержание бывает столь емким, что они уже в са­мой действительности становятся как бы символами определенного круга явлений. Так они, естественно, и воспринимаются нами, ;когда, отмеченные зорким взгля­дом журналиста кино, попадают в фильм. Глубоко прав­див, достоверен и в то же время символичен эпизод, за­печатлевший Хо Ши Мина и: рыдающую женщину на мо­гиле борцов, погибших за свободу Вьетнама. В нем рас­крывается тема близости, единства вождя и простых лю­дей из народа, показывается, что чувства их слиты друг с другом. Расширяя круг примеров, можно назвать та­кой жизненный факт, как приезд на отдых в бывший царский дворец в Ливадии беднейших из бедных, обу­тых в лапти крестьян, метко схваченный оператором- хроникером и затем, много лет спустя, вмонтированный режиссером И. Копалиньш в фильм «Незабываемые го­ды». Об этом же думаешь, замечая, *к1ак поселившиеся после победы в сбитом фашистском самолете девушки каждый раз, когда им надо выйти из своего жилища, про­ходят по намалеванной на крыле самолета свастике («Возрождение Сталинграда»), как крестится, встречая советских воинов-освободителей исстрадавшаяся в фа­шистской неволе женщина («Разгром немецких войск под Москвой»). Символ возрождения, возврата после крова­вых дней войны к мирному труду вложен жизнью в кар­тину, в которой мы видим, как зарастает цветами подбитый на лесной опушке танк и взобравшийся на него человек отрезает автогеном дуло орудия («Донбасс»); символична

совместная работа на строительстве новой школы в Вар­шаве негра и русского, китайца и француза, немца и англи­чанина («Варшавские встречи»).

Образы эти типичны. Но типичность — еще не опре­деляющее, вернее, не единственно определяющее их ка­чество. Мы -сплошь и рядом встречаем типические факты, не наделенные, однако, тем яр,ким эстетическим содер­жанием, какое характерно для всех приведенных выше и подобных им примеров. «Образ жизни»—это типиче­ское и вместе с тем эмоционально насыщенное, поэтичное уже само по себе явление. Именно это, как нам кажется, и имел в виду Н. Г. Чернышевский, указы­вая, что в жизни «очень много таких событий, в которых строго поэтическое воззрение не находит никаких недо­статков в художественном отношении». Воспроизводя эти события, художник, чтобы не показаться выдумщи­ком, нередко вынужден даже сглаживать и смягчать их, ибо «действительная жизнь часто бывает слишкрм драматична для драмы, слишком поэтична для поэ­зии»1.

Уточним теперь то значение, какое имеют подобные явления действительности при создании произведения кинопублицистики.

Прежде всего «образ жизни» — это еще не худо­жественный образ. Таковым он становится, лишь будучи осмысленным художником и воплощенным в фильме с помощью определенного комплекса вырази­тельных средств (операторская съемка, монтаж, диктор­ский текст и т. д.). Без этого осмысления и художествен­ной трактовки, какюй бы сравнительно незначительной в отдельных случаях она ни была, заключенная в нем поэтическая сила еще не проявляет себя как фактор об­щественного воздействия, не воспринимается нами как явление искусства.

Это первое.

Только ли на этой основе, далее, создается кинодоку­менталистом художественная тк'ань фильма? Простей­ший анализ любого произведения кинопублицистики по­казывает, что и это не так. Документальный фильм вооб­ще никогда не состоит сплошь из художественных об­

Страницы: 1 2 3 4 5



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!