Образы жизни

время которого бурно проявились накопившиеся в ду­шах людей справедливое негодование, возмущение, гнев («Освобожденный Китай»); борьба нефтяников с ярост­ной стихией огня, грозящей погубить плоды их много­летнего труда («Повесть о нефтяниках Каспия»); едино­борство небольшой группы строителей с хлещущими по­токами воды в узком тоннеле плотины («Днепрогэс»); борьба с ураганным ветром на ледяном плато Антарк­тиды («Огни Мирного»). Однако эта черта внешней дей­ственности, динамичности явлений отнюдь не является для них 'единственной. «Образы жизни» могут быть дра­матическими, трагическими, проникновенно-лирическими и т. д., могут заключать в себе диалектические противо­речия действительности или быть лишенными их — сло­вом, концентрировать и выражать то, что составляет (и формирует) все богатство человеческой чувственно­сти, в чем заложены, по существу, объективные основы эстетического. И в то же самое время они далеко не всегда облечены в форму активного действия, борьбы. Они могут проявляться и в состоянии, чувстве человека, которое мы угадываем по его позе, взгляду, выражению лица, и во внешне статичном моменте развития явления. Вспомним, например, волнующие кадры, запечатлевшие молчаливую, неподвижную шеренгу ленинградских рабо­чих, взявшихся за оружие в напряженные дни блокады, чтоб вступить в открытую борьбу с врагом («Ленин­град»), или эпизод из фильма «Вьетнам», показываю­щий, как рядом с рыдающей на могиле павших бойцов женщиной плачет, разделяя ее горе, товарищ Хо Ши Мин, или, наконец, кадр, показывающий одного из по­сетителей советского павильона на Брюссельской вы­ставке, остановившегося перед картиной о революции и глубоко, надолго задумавшегося, как бы ушедшего в са­мого себя («Брюссель, 1958»).

Анализ процессов, порождающих на к'акой-то стадии своего развития особо яркие, эмоционально насыщен­ные факты, которые мы условно обозначили выше как «образы жизни», показывает, что они возникают обычно в кульминационный или переломный момент события. В самом деле, возможность вынести справедли­вый приговор эксплуататору (сцена суда в «Освобож­денном Китае») — это поистине небывалое, качественно новое, переломное явление в жизни китайского народа,

многие века изнывавшего в кабале и рабстве. В судьбе осажденного, сжатого в тисках блокады Ленинграда от­правка на фронт его гордости и славы — гвардии питер­ских рабочих — также было событием, выразившим едва ли не \самый напряженный момент борьбы этого герои­ческого города с гитлеровским нашествием. И уж совсем открытой кульминацией (и не только фильма, а именно кульминацией подлинной, жизненной борьбы, жизненной истории) были такие эпизоды, ясак ликвидация аварии на строительстве Днепрогэса («Днепрогэс») или туше­ние пожара на нефтепромыслах («Повесть о нефтяниках Каспия»).

И, наконец, последнее замечание, характеризующее эстетическое своеобразие этих образов.

Страницы: 1 2 3 4 5



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!