Образы жизни

Перед нами снятые кинооператорами А. Ковальчу­ком и И. Семененко репортажные кадры встречи вернув­шегося с фронта солдата с семьей, позднее вошедшие в фильм «Донбасс» (режиссер М. Белинский, 1946). Эпизод этот многократно описан в киноведческой лите­ратуре и давно уже стал классическим примером заме­чательного художественного образа в советском доку­ментальном кино. Равных ему по. драматизму и эмоцио­нальной силе производимого на зрителя впечатления не много найдется и в актерсккзм кинематографе. Опреде­ляющим в его художественном воздействии является не монтаж и не особая выразительность операторской работы, а переданное художниками необычайно просто, без всяких формальных ухищрений само естественное со­держание отображаемого события: потрясение и радость выбежавшей из дома жены солдата, непередаваемое выражение лица мальчика, охватившего худыми ручон­ками запыленный сапог отца, и т. д.

Другим примером может служить эпизод ликвидации аварии (закрытие донного отверстия) из фильма ре­жиссеров О. Подгорещкой и М. Болынинцова «Днепро­гэс» (1948). В нем показано, как четверо добровольцев с риском для жизни ведут борьбу с водой, неожиданно прорвавшей плотину. Несчастье случилось в дек’абре; стояли морозы. Людям приходилось работать в ледяной воде. Стремительный поток каждую секунду грозил смыть смельчаков с плотины и затянуть под лед. Но мужество и упорство строителей победили: усмирен и этот последний, самый страшный бунт Днепра.

Снявший эти кадры кинооператор был пятым незри­мым героем в числе боровшихся за спасение плотины людей. Благодаря его выдержке и мастерству мы видим на экране все перипетии, всю огромную трудность этой борьбы. И опять-таки, как и в фильме «Донбасс», худо­жественная сила сцены достигается в основном впечат­ляемостью самого жизненного события.

Аналогичными чертами характеризуются некоторые эпизоды, показывающие новую жизнь народа в фильме режиссера С. Герасимова «Освобожденный Китай» (суд над помещикам, беседа девушки-агитатора Лю Бао-лин с крестьянами), сцена пожара на нефтепромысле в «По­вести о нефтяниках Каспия», борьба зимовщиков Ан­тарктиды с бурей за спасение самолета, которую мы ви­дели в фильме оператора А. Кочеткова «Огни Мирного», и др. Во всех этих случаях решающим является не мастерство художника, не творческое осмысление и трактовка эпизодов или кадров внутри сцены (хотя и это, конечно, имеет важное значение в общем художе­ственном звучании фильма), а все то же напряженное, как бы 'сконцентрированное эмоционально-драматиче­ское содержание, которое вложено в данный факт самой жизнью.

Именно эта независимо от нас возникающая особенность некоторых явлений действительности, полу­чающих в процессе создания произведения кинопубли­цистики нередко лишь минимальную «эстетическую обра­ботку», и позволяет условно охарактеризовать их как своего рода образы жизни.

Большинство из приведенных выше примеров было по своему содержанию действенно и драматично: суд крестьян над ненавистным им богачом-помещиком, во

Страницы: 1 2 3 4 5



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!