Образы жизни

Итак, прямое, непосредственное отображение фактов жизни, документально точно зафиксированных съемоч­ной камерой, составляет важнейшую отличительную особенность образной кинопублицистики.

Однако сама по себе эта особенность не полно рас­крывает специфику документального фильма. Наряду с характеристикой выразительных средств ее следует иск'ать, очевидно, еще и в том, что изображается в до­кументальном кинематографе с наибольшей убедительно­стью и силой. А коль скоро мы пытаемся выяснить, ка­кие именно стороны и явления действительности преиму­щественно и наилучшим образом воссоздаются данным <видом художественного творчества, то неизбежно затра­гиваем при этом проблему жизненного содержания или, точнее говоря, предмет искусства.

Условимся прежде всего, что мы имеем в виду, рас­сматривая этот вопрос применительно к документаль­ному кино.

Во-первых, было бы бесплодной игрой ума устанав­ливать некий «особый» и ограниченный круг явлений жизни, который отображается в документальном фильме и составляет в этом смысле его предмет. Таких явлений в действительности не существует. Эстетическое освое­ние мира осуществляется в кинопублицистике много­гранно и широко. И с этой точки зрения предмет ее — это жизнь во всем богатстве присущих ей форм, а по­знается в ней, как и в других искусствах, прежде всего человек, общественное содержание его деятельности, его отношение к труду и т. д. Как и всякий художник, далее, кинопублицист опирается в своем творчестве на типи­ческие факты жизни, раскрывает основное, сущностное содержание явлений. Нет принципиальных различий между кинопублицистикой и актерским кинематографом также в том, к'акие чувственные стороны действи­тельности отображаются в этих искусствах. «Глазом предмет воспринимается иначе, чем ухом, и предмет глаза иной, чем предмет уха»1,—писал К. Маркс, рас­сматривая взаимосвязь между человеческими чувствами и предметной действительностью. Учитывая эту ограни­

ченность наших чувств, мы с полным основанием гово­рим, например, о различиях между живописью (где перед нами предстает запечатленное на полотне статичное изо­бражение) и, скажем, тем же кинематографом, создаю­щим развивающиеся во времени зрительные и звуковые образы. Однако внутри самого искусства кино возможно­сти и сфера действия кинопублициста в этом отношении столь же многообразны, как1 и художника игрового фильма. Он так же синтетично использует зрительное изображение действительности (съемку человека, пей­заж, интерьер, деталь), музыку в качестве элемента, ил­люстрирующего или эмоционально обогащающего это изображение, человеческую речь — и не только в дик­торском теките, но и в ее синхронно записанном звуча­нии. Короче говоря, при всех особенностях выразитель­ных средств и творческих приемов кинопублицистики мы находим в ней присущее современному кинематографу вообще красочное и динамичное звуко-зритель- ное изображение жизни.

И все же есть некоторые стороны действительности, некоторые качественно характерные явления в ней, которые имеют преимущественное значение и занимают особое место в создании документального фильма. Для выяснения их сущности и эстетического своеобразия обратимся к1 нескольким примерам.

Страницы: 1 2 3 4 5



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!