Образы жизни
Итак, прямое, непосредственное отображение фактов жизни, документально точно зафиксированных съемочной камерой, составляет важнейшую отличительную особенность образной кинопублицистики.
Однако сама по себе эта особенность не полно раскрывает специфику документального фильма. Наряду с характеристикой выразительных средств ее следует иск'ать, очевидно, еще и в том, что изображается в документальном кинематографе с наибольшей убедительностью и силой. А коль скоро мы пытаемся выяснить, какие именно стороны и явления действительности преимущественно и наилучшим образом воссоздаются данным <видом художественного творчества, то неизбежно затрагиваем при этом проблему жизненного содержания или, точнее говоря, предмет искусства.
Условимся прежде всего, что мы имеем в виду, рассматривая этот вопрос применительно к документальному кино.
Во-первых, было бы бесплодной игрой ума устанавливать некий «особый» и ограниченный круг явлений жизни, который отображается в документальном фильме и составляет в этом смысле его предмет. Таких явлений в действительности не существует. Эстетическое освоение мира осуществляется в кинопублицистике многогранно и широко. И с этой точки зрения предмет ее — это жизнь во всем богатстве присущих ей форм, а познается в ней, как и в других искусствах, прежде всего человек, общественное содержание его деятельности, его отношение к труду и т. д. Как и всякий художник, далее, кинопублицист опирается в своем творчестве на типические факты жизни, раскрывает основное, сущностное содержание явлений. Нет принципиальных различий между кинопублицистикой и актерским кинематографом также в том, к'акие чувственные стороны действительности отображаются в этих искусствах. «Глазом предмет воспринимается иначе, чем ухом, и предмет глаза иной, чем предмет уха»1,—писал К. Маркс, рассматривая взаимосвязь между человеческими чувствами и предметной действительностью. Учитывая эту ограни
ченность наших чувств, мы с полным основанием говорим, например, о различиях между живописью (где перед нами предстает запечатленное на полотне статичное изображение) и, скажем, тем же кинематографом, создающим развивающиеся во времени зрительные и звуковые образы. Однако внутри самого искусства кино возможности и сфера действия кинопублициста в этом отношении столь же многообразны, как1 и художника игрового фильма. Он так же синтетично использует зрительное изображение действительности (съемку человека, пейзаж, интерьер, деталь), музыку в качестве элемента, иллюстрирующего или эмоционально обогащающего это изображение, человеческую речь — и не только в дикторском теките, но и в ее синхронно записанном звучании. Короче говоря, при всех особенностях выразительных средств и творческих приемов кинопублицистики мы находим в ней присущее современному кинематографу вообще красочное и динамичное звуко-зритель- ное изображение жизни.
И все же есть некоторые стороны действительности, некоторые качественно характерные явления в ней, которые имеют преимущественное значение и занимают особое место в создании документального фильма. Для выяснения их сущности и эстетического своеобразия обратимся к1 нескольким примерам.
Давай, скажи всё что ты думаеш!