Обращение к персидским трактатам

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

Отыскивая ближневосточные корни шаира, П. Ворхуве и А. Тэу усматривают прообраз шаирных строф в персидских рубай. При этом они исходят из совпадения в обоих жанрах схемы рифмовки (аааа) и рассматривают шаир как цепочку своего рода рубайстроф. Этому, однако, противоречит тот факт, что отдельное рубай является законченным поэтическим произведением и, насколько известно, в литературе персов не создавалось нарративных поэм, составленных из рубай. К тому же рубай состоит из двух бейтов — стихов, и поэтому, во-первых, не может называться бейтом (а именно так именует свои четверостишия Хамза Фансури), а во-вторых, поскольку бейт по правилам аруза является законченной, замкнутой единицей, то рубай чаще всего состоит из двух завершенных смысловых единств, что нехарактерно для строф шаира.

У самого Хамзы термин рубай появляется лишь при цитировании произведений соответствующего жанра. В единственном авторском объяснении используемой формы этот термин отсутствует. У Хасана Фансури, одного из учеников Хамзы, стихи учителя обозначаются термином руба, который А. Тэу по непонятным причинам переводит как рубай.

Обращение к персидским трактатам по поэтике позволяет интерпретировать смысл этой фразы. Так, автор одного из них — Рашид Ватват (XII в.) пишет: «Эта фигура (мусаммат.— В. Б.) состоит в том, что поэт делит бейт (касиды.— В. Б.) на четыре части и на концах трех из них ставит саджа в четвертой части ставит рифму, и это называют также uiup-u мусаджджа (саджи-рованный стих)». Таким образом, рифмы трех первых полустиший мусаммата считаются саджем, собственно рифма (монорим) ставится в четвертых полустишиях бейтов. Можно предположить, что Хамза не только стремился объяснить своим читателям, в какой-то мере знакомым с арабо-персидской поэтикой (о знакомстве с ней на Суматре в XVI—XVII вв. свидетельствует «Корона царей»; другое дело — степень этого знакомства), вводимую им форму, но и обращал их внимание на ту ее особенность, что в отличие от мусаммата классического типа он использует садж во всех полустишиях и отказывается от конечного монорима. Такого рода мусаммат без конечного монорима встречается, например, у персидского поэта XI в. Манучехри.

Предложенная интерпретация определения Хамзы дает возможность объяснить употребление еще двух терминов: термина бейт для четырехстрочной строфы, так как в мусаммате каждый бейт состоит из нескольких (чаще четырех) полустиший; термина руба — «по четыре», который может рассматриваться как реминисценция технического названия мусаммата из четырех полустиший — мурабба — «счетверенный». Наконец, шаиры Хамзы содержат подпись автора в последнем бейте, что характерно для касиды, газели и мусаммата и нехарактерно для рубай. Таким образом, предположение о мусаммате как форме, при помощи которой Хамза истолковывал структуру своих поэм, связывает воедино и объясняет все высказывания его самого и его ученика по данному вопросу. Шир-и мусаджджанасколько можно судить, представляет собой единственную форму, благодаря которой поэмы Хамзы могли быть приведены в соответствующие с правилами арабо-персидской поэтики, в частности с ее учением о бейте

Прежде чем перейти к вопросу о том, в какой мере шаир соответствовал нормам устной поэзии малайцев, необходимо отметить широкое использование фольклорных стиховых форм суфиями Суматры и Явы — явление, типологически сходное с влиянием фольклора на иранскую суфийскую поэзию, изученным Е. Э. Бертельсом (. Так, почти одновременно с появлением у. малайцев шаира в обиход яванской суфийской литературы вводится местная система стихосложения — тембанг мачапат, обязанная своим происхождением фольклорной традиции. В малайской суфийской среде на Суматре были распространены такие фольклорные жанры, как пантун, андей-андей и пр. Ачехские суфии сочиняли стихи в исконно местном, фольклорном метре санджа. Все эти факты весьма примечательны и заставляют с большим вниманием отнестись к чертам, сближающим шаир с произведениями устной малайской поэзии.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!