
Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков
Предварительной репетиции всей постановки как спектакля не было, но каждая снимавшаяся сцена репетировалась дня за два до съемки. С отдельными актерами работа происходила особо, что видно, например, из письма П. Подобеда:
«24 ноября 1923 г.
Дорогой Левушка!
Возвращаю Вам очки. Увы, они сделаны неладно: коротки держалки. Они очень плотно притягивают очки к глазам, и, благодаря тому, что нет никакой возможности передвигать очки по носу, я буду лишен возможности играть этим движением.
Получается скучно. Очень боюсь, не велики ли очки. А это последнее обстоятельство не могу испробовать из-за держалок. Сказать откровенно — раздражен, потому что у меня сегодня пропадает вечер и остается мало времени, чтобы привыкнуть к этим очкам, когда они будут исправлены. И такая обидища, что я те фогелевские очки вернул обратно.
Если они еще у Вас, не дадите ли их посланному для меня. Поработаю хоть с ними.
Жму руку. Ваш П. Подобед».
В каком состоянии была студия, на которую мы пришли работать?
Это была Третья фабрика Госкино, находившаяся на Брянской улице, около Киевского вокзала. Здание было запущено — сырые, плохо отапливаемые помещения, где приходилось дрожать и мерзнуть. Никаких цехов — ни костюмерного, ни бутафорского, ни реквизиторного — не было, фундуса, чтобы строить декорации, тоже не было. Оставалось только какое-то количество полуполоманных дуговых осветительных приборов.
Сильнее всего производственная «бедность» должна была отразиться на операторской работе. Но А. Левицкий, снимавший картину, пользуясь минимальной аппаратурой, просто превзошел себя в световых эффектах.
Около половины декораций были сделаны по эскизам Пудовкина. Часто Кулешов подробно рассказывал декорацию (какой он ее видел), и Пудовкин ее зарисовывал. Многие декорации делались по просьбе Левицкого для достижения световых эффектов (например, угол комнаты с камином, куда заточили Веста и графиню).
Фотографа на картине не было. Весь рекламный материал делал сам Левицкий с обрезков негатива. Пленки было так мало, ее так экономили, что почти всю картину сняли без дополнительных дублей. Дубли снимали только в крайних случаях, например, когда неожиданно гасли осветительные приборы.
Поскольку аппаратура была только дуговая, актеры сильно сжигали глаза. Приехав домой, долго нельзя было ложиться спать из-за резкой боли в глазах, так что приходилось прикладывать примочки.
Вот как про нашу работу и обстановку на студии того времени писала «Киногазета»: «Киногазета» на Третьей кинофабрике. Съемки Л. Кулешова.
С улицы фабрика б. Ермольева выглядит по-прежнему мертвой. Ворота наглухо закрыты.
Но как только войдешь, слышны звонкие, молодые голоса. Это студийцы Л. Кулешова развлекаются во время перерыва: танцуют, выделывают акробатические трюки.
Маленькое ателье б. Ермольева внешне отремонтировано вполне прилично, но оборудование... Несколько старых висячих юпитеров, несколько боковых, один ручной и фонари — вот, кажется, и вся светотехника.
«Мистер Вест» 209
Раньше при Ермольеве съемки производились почти во всех углах ателье, все было заставлено декорациями. Теперь пустота и только в одном уголке кипит работа.
Воздух пьянящий, пропитанный озоном.
Затрещали юпитера. Ручной коптит, дымит и мигает — с трудом налаживают. Режиссер и артисты закрывают от яркого света глаза.
Кулешов внимательно следит за репетицией. По нескольку раз заставляет повторять, видимо, хорошо изученные артистами сцены. Но вот — готово. Оператор Левицкий делает несколько поворотов ручки, и несколько метров пленки засняты. Юпитера тухнут, чтобы зажечься через пять минут в другом углу.
Так метр за метром нанизывается фильма «Приключения мистера Веста».
Давай, скажи всё что ты думаеш!