Мысль повторяется и добавочно проясняется

«Если в повести имеются слова, которые наносят вред вере обладателя разума или его душе или не соответствуют (тидак берпатутан) разуму и не имеют соответствующего (патут) звучания, он их отвергает и, взвесив в душе, не запечатлевает в памяти».

Синонимом патут в поэтических предисловиях выступает термин кена. Особенно ясно их тождество в следующем четверостишии из «Поэмы о Хитроумной Царевне»:

Та царевна была наделена вежеством, Ее ум и разум отличались совершенством, Прекрасно сведущая в слове (лафаз) и значении (макна), Что бы она ни произнесла — все было подобающим (кена) (т. е. во всем проявлялось соответствие слова и смысла.—Б. Б.).

Установив смысл термина патут, можно точнее определить и значение других терминов, выражающих идею правильности построения литературного произведения. Прежде всего характер использования термина патут довольно ясно указывает на его противопоставление термину каранг — «составлять».

Данные прозаических и стихотворных предисловий показывают, что волнение души, препятствующее правильному выражению смысла, обусловливает следующий двуединый процесс: во-первых, образы (эйдосы), протекающие в душе, «тонут во тьме», утрачивая ясность и четкость очертаний, которые придавала им «освещенность»; во-вторых, смятенная душа выходит из-под контроля разума, благодаря которому не только поддерживалось равновесие умопостижимого и чувственно постижимого в идее-образе, но и осуществлялось правильное запечатление идеальных образов в материальном субстрате (звучащем слове). Таким образом, способность правильного выражения стоит в теснейшей связи с разумом и непосредственно зависит от его совершенства:

В строе поэмы нет порядка, в ней много несообразного, Поскольку мой разум несовершенен.

Именно поэтому авторы предисловий и обращаются с просьбой исправить соотношение плана содержания и плана выражения в повести к людям «знающим и вежественным» (ариф бид-жаксана), т. е. к тем знатокам словесных искусств, чья психическая и интеллектуальная деятельность правильно иерархизированы и организованы.

Таким образом, рассмотренный с точки зрения традиционной психологии термин патут (кена) есть проявляемая вовне творческая деятельность «просветленной души», руководимой разумом в его практическом аспекте, и присущая «знающим и вежественным».

Помимо упомянутых терминов в предисловиях встречается еще несколько других — относящихся по большей части к внешнему аспекту литературного произведения и указывающих либо на способ, которым передается в нем содержание, либо на те достоинства, которыми оно обладает.

Подводя итог всему сказанному выше, малайскую теорию агентивной фазы литературного творчества можно сформулировать следующим образом. Литературное произведение — «книга», «повесть», «поэма», как и всякая вещь при ее создании, предстает в единстве двух аспектов: внешнего (захир) и внутреннего (батин). В первом аспекте оно представляет собой упорядоченную систему (каранган, атур) материальных слов (ката, буньи, лафазу ибарат), обладающих актуальным бытием (кеадаан) и воспринимаемых внешними чувствами, во втором — систему потенциальных по своему бытию значений (арти, черита, иси, мана), актуализирующихся (диньятакан) через систему материальных слов и воспринимаемых в пластической форме внутренними чувствами. В совершенном произведении обе системы правильным образом согласованы (патут), причем условием этого согласования являются «просветленное состояние» души (хати янг сафи) и контроль практического разума, присущие «знающим и вежественным» (ариф биджаксана). Система выражения может быть прямой (мадах себаранг) или фигуральной, косвенной (тамсил ибарат); последняя, однако, рассматривается как иерархически высшая. Важными качествами системы выражения являются разнообразие словесных единиц (баньяк рагам), краткость (мухтасар) и естественность (тиада дибуат) речи. Одним же из основных достоинств литературного сочинения является его красота (индах), присущая как выражению и содержанию по отдельности, так и их единству — произведению в целом.



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Запостить комент


Давай, скажи всё что ты думаеш!