Монтажный образ

Какая гадостьПод пиво пойдётНи чё такАфигенноПросто бомба! Проголосуй !
Загрузка...

С. Д.) служит, с одной стороны, для выделения из суммы явлений, нужных для данного случая, с другой — для разложения явлений на основные, основные — на производные и т. д.». (Автор, как мы видим, снова обращает главное внимание на тематический отбор и причинную связь явлений.)

«На способ фиксации влияют в первую очередь цель, для которой первичный анализ производится, и результат анализа, характер подлежащих фиксации явлений, среда, среди которой эти явления находятся, и индивидуальные - свойства явления... Съемкой мы производим дальнейшее разложение явления на составные элементы и фиксируем их тем или иным способом в зависимости от тематической установки и предусматриваемой той или иной формы ор­ганизации материала».

Л ‘ Цель вторичного анализа (исследование, изучение, отбор снятых кадров) — нахождение необходимых звень­ев «для построения кинофразы», выявление «элементов движения из переходных и кульминационных точек», об­ладающих различными эмоциональными и смысловыми -функциями, без учета которых нет монтажа, «нет кино­языка», а следовательно, и художественной выразитель­ности фильма.

«. . .Исследовав добытый первичным анализом ма­териал, разложив его на составные элементы анализом вторичным, можно приступить к синтезу — построе­нию киновещи»1,— пишет М. Кауфман, заканчивая     статью.

Отбросив путаную терминологию, заменив отдель­ные устаревшие выражения автора более понятным нам языком (что мы частично и попытались сделать), можно видеть, как серьезно подходил этот ближайший сотруд­ник и единомышленник Вертова к проблеме эстетического освоения действительности средствами документального кино. Во многих своих рассуждениях М. Кауфман не ори­гинален: в его взглядах отчетливо проявляется влияние теорий С. Эйзенштейна. Кроме того, он лишь бегло упо­минает о синтезе отснятых кадров, то есть о кинематогра­фическом монтаже в прямом значении этого слова. Одна­ко успех этой конечной стадии процесса создания филь­ма, несомненно, заложен в первичном отборе, осмысле­нии и кинематографической фиксации жизни. А эти предварительные этапы деятельности документалиста раскрыты в статье «Киноанализ» с такой исчерпывающей полнотой, что в общетеоретическом плане к ним трудно, пожалуй, что-либо добавить и в наши дни.

Особенно важным для дальнейшего развития доку­ментального кино в статье М. Кауфмана нам представ­ляется упоминание о необходимости четко различать дви­жение жизненного события из «переходных» и «кульми­национных» точек, то есть, иначе говоря, различать сте­пень его драматического накала в той или иной момент развития, способность данного момента выразить иско­мую сущность явления.

Выше неоднократно подчеркивалось, что наибольше­го художественного успеха кинопублицистика добивается в том случае, когда отображение действительности осно­вывается на фиксации взлетов, кульминационных точек жизненного процесса. Эта закономерность дает, как нам кажется, документалисту отчетливую путевод­ную нить, вооружает его надежным методом творче­ского отбора жизненных явлений, указывает критерий в определении относительной значимости проходящих пе­ред его взглядом фактов. И именно об этом — по-своему, сбивчиво, не всегда обоснованно, но все же в доста­точной мере ясно — писали еще в конце 20-х годов «ки­но ки».

В статье «Киноанализ», рассказывая о своей работе над фильмом «Весной», М. Кауфман приводит сцену, по­казывающую, как женщина пьет водку. Сцена эта состоит из четырех «добытых первичным анализом» кадров:

женщина опрокинула стакан в рот; женщина пьет; отнимает стакан от рта;

гримаса на лице женщины как реакция на водку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6



Буду благодарен, если Вы поделитесь с друзьями!

Давай, скажи всё что ты думаеш!